В течение прошлого года ведущие эксперты отмечали стремительный рост инфляции в Украине. Это стало поводом для подорожания значительного количества продуктов – в основном входящих в традиционную продуктовую корзину среднестатистического украинца. Однако уже в этом году темпы роста инфляции несколько снизились. Бесспорным фактом является и то, что в Украине постепенно увеличиваются объемы собственного производства. Все это повлекло за собой изменения в колебании цен на продукты – некоторые из них продолжили расти в цене, другие же стали дешевле. По данным Государственной службы статистики Украины за последний месяц средняя стоимость продуктов в стране в целом уменьшилась на 0,1 процента.
Стоит отметить, что украинский бизнес всячески пытается поддержать потребителя. Один из популярных способов – это предоставление специальных промокодов. Они позволяют экономить при покупке как продуктов, так и бытовой или электротехники, разнообразных услуг и т. д. Искать актуальные промокоды следует на проверенных информационных ресурсах, одним из которых выступает Codes. Как отмечает его ведущий эксперт Андрей Лазаускас, рост популярности промокодов становится все более стремительным с каждым годом, что обусловлено не только интересом потребителя в экономии, но и открытостью производителей к такому маркетинговому инструменту.
Согласно последним статистическим данным наиболее значительным оказалось падение цен на яйца. В июне этого года они на 22,4% дешевле, чем в прошлом. Их средняя стоимость за 10 штук составляет около 40 грн, тогда как в прошлом году она доходила до 60 грн. На втором месте – овощи. Они подешевели почти на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Картофель можно купить в среднем за 21 грн. за кг, морковь – за 29 грн. за кг, огурцы – за 35 грн. за кг, помидоры – за 82 грн. за кг. Эксперты связывают это с ростом количества небольших домашних ферм, где курят, выращивают сезонные культуры.
Любопытно! Сейчас в Украине сложилась ситуация, когда рынок не требует значительного увеличения объемов продукции, в частности овощной, так как количество потребителей остается постоянным. Поэтому достаточно покрытия актуального запроса, которое прослеживается в течение последнего месяца и позволяет регулировать цены.
Падение стоимости подсолнечного масла и сахара также оказалось достаточно значительным, несмотря на факторы, которые могли бы этому помешать – например, рост цены на электроэнергию, используемую при производстве указанных продуктов. Да, сахар стал дешевле на 11,5%, и сейчас он стоит около 30 грн. за кг (средняя цена за 2023 год – 33,5 грн.), масло же стало дешевле на 10,9% – его цена упала до 50-60 грн. за 850 мл (средняя цена за 2023 год – 65 грн.).
Здесь следует отметить и тот факт, что в последние годы Украина активно увеличивает объем импорта сельскохозяйственных продуктов, что в значительной степени отражается на их стоимости. К примеру, за 2023 год в Украину было ввезено агропродукции более чем на 7 млрд долларов. Лидерские позиции среди поставщиков таких продуктов закрепили за собой страны-члены ЕС. Также немало продукции завозится из Азии, Латинской Америки и Африки.
Наиболее значительным стал рост цен на молочные продукты. В течение июня, по сравнению с прошлым годом, их стоимость выросла следующим образом:
масло подорожало на 15,8% (сейчас его цена около 71 грн. за 200 г, в 2023 году оно стоило около 60 грн. за 200 г);
мягкий сыр – на 8,1% (цена сейчас – около 74 грн. за 300 г, в 2023 году – около 68 грн. за 300 г);
молоко – на 7,7% (сейчас стоит и в среднем 43 грн. за 900 мл, в 2023 году – около 39 грн. за 900 мл).
Главная причина такого скачка цен – увеличение стоимости ресурсов, необходимых для изготовления данной категории продуктов. Сейчас более дорого стоит как содержание скота, так и питание оборудования, используемого на фермах или заводах.
Что касается хлеба, то он тоже стал дороже. Его стоимость выросла на 7,4%. Сейчас цена пшеничного хлеба в магазинах в среднем составляет 35 грн. за 650 г. Что касается 2023 года, то стоимость на аналогичный продукт составила около 32 грн. Однако здесь следует понимать, что речь идет именно о среднем проценте. Ведь хлеб входит в базовую продуктовую корзину потребителя, поэтому цена на часть изделий из муки не показала такого роста.
Повышение стоимости по сравнению с прошлым годом также наблюдается среди таких категорий продуктов, как рыба, мясо, фрукты, макаронные изделия и безалкогольные напитки.
Codes – это информационный сервис, который предлагает бесплатные промокоды и купоны для многих известных брендов.