Блокировка банковской карты – это страшный сон многих украинцев, особенно тех, кто сейчас находится за границей. Согласитесь: долгие выяснения ситуации с банком в чат-боте или по телефону трудно назвать приятным занятием. Еще хуже, если разблокировка карты окажется возможной исключительно в отделении банка, ведь беженцам для этого придется преодолеть сотни, а то и тысячи километров.
За что часто блокируют карты и можно ли их разблокировать дистанционно? В ответах на эти вопросы Коротко про помог разобраться управляющий партнер ЮК Winner адвокат Игорь Ясько.
Заблокировать банковскую карту могут, если у банка есть подозрение в совершаемых операциях, говорит юрист. К примеру,
Сначала банк будет пытаться уточнить данные или произвести персонификацию, но если клиент не сможет подтвердить источник происхождения средств или какие-либо другие данные, счета могут заблокировать.
Если лицо зарегистрировано как физическое лицо-предприниматель ФЛП и не предоставляет «первичку» (то есть первичную документацию, подтверждающую, что доход получен по тем видам деятельности, которые указаны в свидетельстве. - Авт.), банк может блокировать оплату за предоставленные услуги, которые нельзя подтвердить. К примеру, пиар, маркетинг, консультационные услуги, деятельность ИТ-специалистов. Это происходит потому, что на счет клиента может внезапно поступить большая сумма средств, но лицо не сможет подтвердить «реальность» предоставления услуги и причины столь высокой ее оценки, и тогда это может рассматриваться как возможное «отмывание» средств.
А в прошлом году блокировали карточки за совершение сделок с криптовалютными биржами.
Впрочем, самая распространенная причина – это разного вида долги и работа по их взысканию исполнительной службой, обращает внимание Игорь Ясько. Даже неуплаченный штраф за превышение скорости может стать основанием для блокирования средств.
Юрист говорит, что теоретически дистанционная разблокировка возможна, однако на практике все зависит от причины блокировки. Иногда достаточно позвонить по указанным на сайтах банковских учреждений номерам и некоторое время отвечать на вопросы, иногда необходима актуализация данных и запрашиваемые документы. Бывают случаи, когда банку вместе с документами необходимы подробные пояснения. Если же карту заблокировали из-за долга, стоит через «Дію» или Единый реестр должников посмотреть данные об исполнительных производствах и уплатить долг.
По словам юриста, чаще всего банк сам указывает, что необходимо сделать, чтобы разблокировать средства, но зачастую процесс может занять около 24 часов.
Плохая новость заключается в том, что в некоторых случаях разблокировать счет можно только в автономном отделении банка. Поэтому важно при выезде за границу, во-первых, иметь некоторую сумму наличными, а во-вторых, предупредить банк о выезде. Например, у ПриватБанка есть в настройках пункт «Не блокировать карту при выезде за границу». Если выбрать эту опцию, банк не расценит зарубежные сделки как подозрительные.
Юрист отмечает, что не все сообщения о блокировке карты настоящие. Часто такие сообщения посылают мошенники, чтобы воспользоваться опрометчивостью клиента и завладеть данными карты.
Чтобы убедиться, что карта действительно заблокирована банком, нужно позвонить в банк по телефону, указанному на обратной стороне карты. Также можно воспользоваться интернет-банкингом: войдите в свой аккаунт и проверьте информацию.
Вообще, есть отдельные законы и постановления НБУ, которые регулируют деятельность банков, но критерии «подозрения» банки определяют самостоятельно. Например, говорит Игорь Ясько, есть законодательство о предотвращении и противодействии легализации средств, полученных преступным путем, есть положение о финансовом мониторинге и т.д. Но каждый отдельный банк должен проводить анализ транзакций клиентов, чтобы сформировать портрет клиента. То есть куда и как пользователь тратит средства, от кого они поступают. Именно на этот портрет впоследствии ориентируется система, когда какая-либо операция выходит за пределы характерного для клиента действия. Применяется уже давно известный риск - ориентированный подход, когда заблокировать могут даже потому, что клиент, например, оформил подписку на определенный иностранный сервис. Если раньше он такого никогда не делал, для какого-нибудь банка это может показаться подозрительным. В то же время другой банк такую же операцию может не считать подозрительной и даже не отреагирует на нее.