Пенсионные новшества в Украине касаются минимум 10,5 млн человек – именно столько пенсионеров насчитывалось в стране на 1 января 2024 года. Какой будет индексация пенсий в марте, на каких основаниях пенсионера могут частично или полностью лишить выплат и где будущему пенсионеру взять справку о заработной плате до 1 июля 2000 года, если того предприятия давно и в помине нет? Ответы на эти и другие вопросы – в материале Коротко про.
С 1 января 2024 года изменился размер минимального страхового взноса и максимальная величина базы начисления единого взноса.
Как мы писали ранее, с 1 января минимальная зарплата выросла до 7100 грн. Соответственно, размер минимального страхового взноса, который составляет 22% минималки, сейчас составляет 1562 грн в месяц. Именно в эту сумму обойдется зачисление в страховой стаж одного полного месяца.
Также с 1 января изменилась максимальная величина базы начисления единого взноса, которая равна 15 размерам минимальной заработной платы. Теперь она составляет 106 500 грн в месяц.
В марте 2024 года в Украине должна состояться масштабная индексация пенсий.
«Мы планируем традиционно выполнять все наши стандарты, которые запланированы в рамках этого года. Конечно, могут быть какие-то чрезвычайные обстоятельства. Это война, мы все это понимаем, но в текущем варианте мы планируем провести индексацию», - цитируют СМИ министра социальной политики Оксану Жолнович.
Размер индексации пока неизвестен, поскольку необходимые статданные станут известны только в феврале. Индексация будет рассчитана по формуле: 50% инфляции за 2023 год + 50% размера среднего роста зарплаты, с учетом возраста и стажа. В среднем пенсия должна вырасти на 13%.
Некоторые пенсионеры могут лишаться 20% или 50% от общей суммы выплат – речь идет о случаях соответствующих судебных решений. Чиновники напоминают, что согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» доля отчисления из пенсии не может быть выше 20% или 50%.
20% от общей суммы выплаты пенсионер может лишиться, если вовремя не сообщит Пенсионному фонду о своем трудоустройстве на работу или возобновлении бизнес-деятельности. Когда специалисты ПФЦУ получат эту информацию через различные госреестры, начисленные средства придется возвращать, но ежемесячный вычет не сможет превышать 20%.
До 50% пенсии можно лишиться при взыскании денег на:
В соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» выплата пенсии прекращается по следующим основаниям:
Также, чтобы не лишиться пенсионных выплат, часть пенсионеров обязана пройти идентификацию в Пенсионном фонде. Подробно об этом мы писали здесь.
Если пенсионер внезапно перестал получать пенсию, но причина этого ему неизвестна, нужно обратиться с письменным запросом в Пенсионный фонд Украины. Подать такое заявление можно, в частности, через веб-портал ПФУ, в личном кабинете.
Чаще всего начисление денежных средств можно возобновить только после личного обращения в органы Пенсионного фонда. Срок возобновления пенсии после выяснения обстоятельств, приведших к прекращению выплат и принятии соответствующего решения, составляет 10 дней.
Как напомнили в ПФУ, во время пребывания пенсионера на полном государственном содержании в соответствующем учреждении выплачивается 25% назначенной пенсии. Оставшаяся часть перечисляется учреждению, где он находится на полном государственном содержании.
Если у такого лица есть нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на его иждивении, пенсию выплачивают в следующем порядке: 25% - получателю, часть не более 50% - нетрудоспособным членам семьи пенсионера, остальные средства (то есть не менее 25%) – учреждению.
Если пенсионер не проживал в учреждении какое-то время, а был, например, в больнице, за это время ему будут выплачивать пенсию в полном размере.
Тем, кто сейчас собирает документы для оформления пенсии, не позавидуешь – к прежним проблемам (как, например, подтвердить стаж в 90-е) добавились новые – «военные». Отдельный разговор – справки о зарплатах до того, как сведения начали фиксироваться в Реестре застрахованных лиц Пенсионного фонда, то есть до 1 июля 2000 года. У потенциальных пенсионеров возникает закономерный вопрос: где взять эти данные, если тех предприятий уже давно нет и в помине?
Как пояснили в ПФУ, в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» при начислении пенсии учитывается заработок человека за все периоды страхового стажа, начиная с 1 июля 2000 года. Заработная плата за этот период исчисляется по данным Реестра застрахованных лиц.
Справка о заработке за любые 60 календарных месяцев работы подряд до 1 июля 2000 года обязательна лишь в том случае, если человек после 1 июля 2000 года получил менее пяти лет страхового стажа.
В других случаях справка о заработной плате предоставляется по желанию будущего пенсионера. Например, если в период работы до июля 2000 года человек имел высокооплачиваемую работу или если в этот же период была работа по совместительству, то на основании предоставленных справок о заработке будет учтена зарплата со всех мест работы. Если окажется, что в соответствии с предоставленной по желанию справкой пенсия выходит ниже, чем без нее, размер пенсии будет рассчитан без ее учета.
«Справка о заработной плате учитывается только при ее подтверждении первичными документами, - разъяснили в ПФУ. – Она выдается предприятием, учреждением или организацией, где работал человек, обращающийся за пенсией, на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других документов о начисленной и уплаченной зарплате. Если предприятия, учреждения, организации, где работал человек, прекратили свое существование, то справка о заработке выдается правопреемником этих предприятий или архивными учреждениями».