21 ноября
Загрузить еще

Блокада на украинско-польской границе: кто виноват, сколько теряем и что делать

Блокада на украинско-польской границе: кто виноват, сколько теряем и что делать
Фото: Photo by Olena Danylo /Suspilne Ukraine/JSC "UA:PBC"/Global Images Ukraine via Getty Images

На границе Украины и Польши вот уже месяц продолжается блокада польскими протестующими контрольно-пропускных пунктов, и никакие переговоры пока не помогают. Более того: с 1 декабря к протестам снова присоединились словацкие перевозчики. 

И несмотря на то, что на польско-украинской границе в пункте пропуска "Угринов-Долгобычув" 4 декабря начался процесс оформления тяжелых грузовиков, в целом пока ситуация мало изменилась.

Напомним, что в первые дни декабря на границе со стороны Польши застряли около 2,5 тыс. украинских перевозчиков. Больше всего грузовиков скопилось возле пунктов пропуска "Шегини" и "Рава-Русская". Также заблокированы пропускные пункты "Ягодин" и "Краковец". В Пограничной службе Украины (ГПСУ) приводят цифры: если до 6 ноября пункт пропуска "Ягодин" мог за сутки пропустить в обоих направлениях 1200-1300 грузовиков, то после блокады границы это количество уменьшилось до 150.

Сумма ущерба: сотни миллионов долларов

Общий ущерб для экономики Украины от трех недель блокировки украино-польской границы аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак оценивает в 250 млн долларов. Свои расчеты эксперт основывает на статистике за 2022 год, когда доля украинского экспорта в Польшу составляла 11% от общего объема поставок.

- В 2023 году в связи с блокировкой РФ морских путей экспорт в Польшу мог вырасти на 13-14% - с 373 млн долларов до 425 млн долларов, - приводит цифры Орыщак. - Это означает, что и ущерб для экономики Украины от снижения автомобильного грузового трафика в Польшу может быть не 250 млн долларов за три недели, а порядка 318 млн долларов.

Это тоже не конечные цифры потерь, продолжает эксперт. Судя по тупику в переговорном процессе, снятие блокировок украино-польской границы может произойти не раньше середины декабря, когда в Польше будет сформировано новое правительство. Поэтому, если объем экономических потерь для Украины останется на уровне 80-100 млн долларов еженедельно, в следующие три недели украинская экономика может потерять еще около 300 млн долларов. Если же блокировка границы продолжится два и более месяцев, сумма ущерба может достичь астрономических значений и приблизиться к миллиардной отметке.

Нехватка импорта: рост цен и дефицит

Украина сегодня критично зависит от импорта, особенно потребительского, говорит аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ. Сейчас в нашем потреблении импортные товары составляют около 70%.

- В результате блокирования украино-польской границы стоимость логистики подорожала в несколько раз, начались проблемы с поставками, - говорит эксперт. – Можно ожидать дефицит некоторых видов товаров – в первую очередь, скоропортящихся, а также чувствительных к повышению стоимости логистики. Причем это может быть все что угодно - от кормов для животных до медпрепаратов. Уже сейчас ощущается влияние на топливный рынок, поскольку именно из Польши шел основной поток топлива, в том числе дизельного. Железная дорога занята крупной военной логистикой, а топливо идет автотранспортом.

По данным директора Консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, блокирование польской границы уже привело к подорожанию и дефициту топлива, ведь именно автотранспортом в Украину поступало 30% импорта, что составляет четверть рынка сжиженного газа. А цена доставки топлива выросла с 50 грн/км до 120 грн.

- Рядовые украинцы ощутят экономический ущерб транспортной отрасли Украины через рост стоимости услуг доставки импортных товаров, - говорит Максим Орыщак. - Местная продукция, прежде всего продовольственные товары, подорожает меньше, поскольку транспортная составляющая здесь небольшая. А вот все, что завозится, обязательно впитает ценовую надбавку из-за простоя на украино-польской границе.

Варианты решения: искать обходные пути или договариваться?

Эксперты поясняют: поляки блокируют автоперевозки, чтобы оказать давление на Украину и добиться отмены «транспортного безвиза», который предоставили нашей стране.

- Если раньше украинские перевозчики работали в рамках разрешений, которые выдавались поляками, то после того, как Еврокомиссия дала «добро» на безвиз, они не должны получать разрешение поляков, – пояснил Алексей Кущ. – Постепенно наши перевозчики начали брать не только контракты, связанные с Украиной, но и сугубо внутреннеевропейские контракты, потеснив польских коллег.

Некоторые эксперты считают, что в деле автомобильных перевозок мы можем обойтись и без поляков – мол, есть еще границы с другими странами. И поляки еще пожалеют о своем «демарше».

«Приехала первая фура з польского порта Гданьска – но уже через Венгрию. Вместо обычных трех суток, как это было раньше из Польши, водитель ехал шесть суток, - написал 28 ноября на своей странице в соцсети бизнесмен Алексей Давиденко. - Но, во-первых, он ехал, а не стоял заблокированный. Во-вторых, продукция, которую ждут, такие приехала в Украину. В-третьих, он успеет еще что-то загрузить на экспорт и потом снова привезти в Украину. На этой неделе, впервые с начала войны, мы забронировали места на кораблях, которые приплывут не в польский Гданьск, а в румынский Констанца. Это означает, что на протяжении декабря авиагрузы будут ехать в обход польских аэропортов, что все фуры из Польши мы уже сейчас направляем на границы других стран, что с января вообще вся морская и авиалогистика будет строиться в обход Польши. Мы маленькая компания, в месяц привозим лишь10 фур и контейнеров из-за границы. Но я точно не буду давать полякам зарабатывать на мне деньги».

По мнению Давиденко, если по этому пути пойдут тысячи других украинских предпринимателей, это и станет симметричным ответом на блокирование наших водителей и наших грузов.

В то же время экономисты к таким призывам относятся осторожно и считают, что это могло бы быть лишь временным решением проблемы. Во-первых, поясняет Алексей Кущ, если ехать в обход Польши, по территории Украины придется добираться через Карпаты, что означает подорожание логистики минимум на треть. Во-вторых, если украинские перевозчики просто перенесут свою активность в другую страну, их заблокируют и там. Польские протесты уже снова поддержали словаки, можно прогнозировать, что их с удовольствием поддержит и Венгрия.

- Поэтому вопрос не в том, чтобы ехать в обход, а в том, чтобы урегулировать конфликт, - отметил эксперт. – Согласиться на отмену «безвиза» Украина не может, нам это категорически не подходит. На мой взгляд, самый лучший выход – это подписание меморандума о том, что перевозчики соседних стран снимают свою блокаду, а наши обязуются не вмешиваются во внутренние перевозки Европы.

Максим Орыщак соглашается: вариантов решения проблемы немного. Хорошо, что дело сдвинулось с мертвой точки, но надо продолжать искать компромиссы с польской стороной и, пока это возможно, параллельно договариваться об обходных маршрутах с соседними странами. При этом обязательно необходимо считаться с интересами местных перевозчиков, чтобы к протестам не добавились водители из других стран.