Ситуация на польско-украинской границе опять осложняется. Спикер Пограничной службы Украины (ГПСУ) Андрей Демченко рассказал, что польские перевозчики продолжают блокировать четыре пункта пропуска на границе с Украиной. При этом на КПП "Шегини", заблокированном с 23 ноября, забастовщики начинают круглосуточную блокировку с понедельника, 27 ноября.
По его словам, на утро 26 ноября, по информации польских пограничников, в пунктах пропуска "Ягодин-Дорогуск", "Краковец-Корчева", "Рава-Русская-Хребене", "Медика-Шегини" – в очереди на территории Польши в сторону Украины находилось около 3,5 тысячи грузовиков.
И акция касается даже гуманитарных грузов. Генеральный консул Украины в Люблине Олег Куць заявил, что гуманитарная помощь для Украины и цистерны с топливом стоят в очереди на границе, несмотря на заявления польских перевозчиков, что эти грузы идут вне очереди. В целом блокировка наносит ущерб как Украине, так и Польше, и Европейскому Союзу (ЕС).
Польские власти, в преддверии формирования нового правительства, весьма индифферентно реагируют на блокаду границы. Полиция всего лишь призвала отменить разрешение на проведение блокадной акции.
Но пока ограничились устной глубокой озабоченностью: блокада границы, мол, несет соответствующие угрозы - ведь организаторы акции надлежащих мер безопасности не обеспечили. Среди угроз: накопление, а также длительное пребывание в одном месте грузовиков, в которых – опасные материалы.
Также в польской полиции обратили внимание, что организаторы блокады не выполняют обязательства, о которых сами же и объявили.
Речь идет о пропуске без очереди автомобилей с грузами для войск Украины, а также с животными. Данные полиции свидетельствуют о том, что пропускают по одному авто в час, вне зависимости от того, для войск этот груз или что-то менее срочное.
Советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк рассказал, что история с блокировкой совершенно странная и, к сожалению, отголосок внутренней политической борьбы в Польше. В частности, речь идет о парламентских выборах, поэтому нужно дождаться формирования коалиционного правительства, которое сформируют вокруг проевропейского Дональда Туска.
По словам Подоляка, сегодняшнее польское правительство немного отстранилось от проблематики, потому что уже уходит, а нового правительства пока нет. Однако следует помнить, что происходящее на границе с Украиной не является государственной политикой Польши.
Это совершенно точно против интересов Польши, с точки зрения конкурентности, потому что транспортный безвиз для Украины находится в пределах наших договоренностей с Европейским союзом. Если мы идем в ЕС, то наши производители или транзитеры должны работать на равных условиях с другими странами, подчеркнул советник главы ОПУ.
Следовательно, странно, когда говорят, что Украина идет в Европейский союз, но, пользуясь административными барьерами, для нас хотят создать более сложные условия труда на европейском рынке. Европейская комиссия поддерживает Украину в этом плане, потому что мы работаем в рамках открытой экономики, к которой полностью принадлежит Польша и частично Украина.
В то же время власти Латвии заявили о готовности присоединиться к переговорам по разблокированию украинско-польской границы. Соответствующее заявление сделал министр иностранных дел страны Кришьянис Кариньш в разговоре с министром по европейским вопросам польского правительства Шимоном Шинковским вель Сенко, сообщила пресс-служба МИД Латвии.
"Министр иностранных дел передал готовность Латвии присоединиться к переговорам и оказывать помощь в поиске решения ситуации", - говорится в сообщении.
Напомним, что с 6 ноября на украинско-польской границе перекрыто движение грузового транспорта на четырех пунктах пропуска. Причиной очередей на границе стали забастовки польских перевозчиков. 16 ноября они отказались прекратить забастовку. Их главное требование – возвращение к системе разрешений для Украины.
В то же время польские и украинские СМИ и эксперты сообщили, что границу блокируют только те польские перевозчики, которые работали на транспортировку грузов в Беларусь и Россию. Большинство ассоциаций польских перевозчиков эту акцию не поддержали. А за протестующими перевозчиками стоят пророссийские силы в польском политикуме.
Олег Саакян, политолог-международник:
- В Польше ожидают смену правительства, поэтому ничего не делают для решения проблемы блокировки границы. Пророссийская партия, «Конфедерация», которая поддерживает эту блокировку, хочет получить большую популярность в стране. Правящая партия «Право и Справедливость» ожидает, что к власти придет проевропейская оппозиция Дональда Туска, и хочет переложить эту проблему на него. Но Евросоюз имеет влияние на эти процессы. Об этом говорит тот факт, что Словакия, где к власти прошли также антиукраинские силы, смогла решить эту проблему, и там деблокировали границу с Украиной. А когда к власти придет Дональд Туск, то хватит недели для деблокирования границы.