Проект бюджета-2024 отличается, с одной стороны, обилием цифр, с другой – постоянными напоминаниями, что в нынешних условиях прогнозы делать невозможно.
Зачем в бюджете предусмотрены две минимальные зарплаты, насколько на самом деле вырастут цены и почему при такой нехватке средств в казне налоги оставили на прежнем уровне? Об этом KP.UA побеседовала с экономистами.
В соответствии с проектом бюджета-2024 минимальная зарплата, как мы уже писали ранее, действительно вырастет дважды. Но есть небольшие уточнения.
Первый раз она должна вырасти с 1 января 2024 с нынешних 6700 до 7100 грн, а вот второй раз рост до 8000 грн запланирован не с 1 июля, а с 1 апреля.
Есть и еще один важный момент. В статье 8 документа речь идет о двух минималках. Одна, как уже было сказано выше, будет расти. Вторая определена на уровне 1600 грн и будет применяться в качестве «расчетной величины для вычисления выплат по решению суда».
Экономист Владислав Банков считает, что два разных размера минималки «на разные случаи жизни» – это, мягко говоря, неправильно. И если на основании таких расчетов будут вынесены какие-то решения, их потом можно будет оспорить в суде.
В то же время Александр Охрименко говорит, что чиновников можно понять: минималка поднимается слишком стремительно, а менять привязанную к ней систему штрафов и пошлин не хочется. Вот и решили таким образом откорректировать и сбалансировать.
- Если взять за основу новую минималку в 8 тыс. грн, то размеры госпошлин и некоторых штрафов будут громадными. Вот и сделали для расчетов минималку отдельно – 1600 грн. По закону допускаются разные базы расчетов. Например, если штраф составляет 10 минималок, то при расчете с 8000 грн он становится практически неподъемным, но если за базу взять 1600 грн – то просто очень большим.
- Две минималки – это, как минимум, нелогично и полностью выхолащивает смысл минималки, - говорит аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ. – А началась эта потеря смысла еще при правительстве Гройсмана, когда тарифную сетку "отвязали" от минимальной зарплаты и "привязали" к прожиточному минимуму для трудоспособных. В результате после повышения минималки зарплаты бюджетников не пересматриваются, но при этом осталась довольно спорная связь минимальной зарплаты со штрафами. Все это говорит о том, что концепция минималки в нашей стране требует пересмотра.
Экономисты не первый год говорят о том, что доходы подавляющего большинства украинцев мало зависят от роста минимальной зарплаты. Из-за того что многие получают зарплаты в конвертах, повышение минималки означает не увеличение, а выбеливание украинских зарплат и, соответственно, рост фискальной нагрузки на малый и средний бизнес. Подробно об этом мы писали здесь.
Реально способствовать улучшению материального положения наших сограждан сегодня могло бы не увеличение минималки, а рост прожиточного минимума и минимальных пенсий, который, кстати сказать, также предусмотрен новым бюджетом.
Однако при ознакомлении со статьей 7 документа становится понятно, что две минималки – это еще цветочки. В бюджете предусмотрено три (!) прожиточных минимума для трудоспособных.
С 1 января 2024 года прожиточный минимум составит 2920 грн (на сегодня 2589 грн).
При этом для основных и демографических групп населения:
Рост прожиточного минимума для нетрудоспособных означает и рост минимальной пенсии с нынешних 2093 грн до 2361 грн.
В заключение отметим, что, по мнению экономистов, этого повышения соцстандартов недостаточно. По словам Алексея Куща, для проведения адекватной социальной политики минимальная зарплата, прожиточный минимум и необлагаемый налогом доход граждан должны быть одинаковыми. Это, говорит эксперт, «золотой стандарт» социальной политики. У нас же минималка более чем вдвое превышает прожиточный минимум, да еще и облагается налогами, а необлагаемый минимум составляет всего 17 грн.
В Кабмине полагают, что в следующем году цены на потребительском рынке замедлят свой рост, а их динамика будет формироваться под влиянием самых разных факторов.
С одной стороны, сдерживать рост цен должны продление в начале года моратория на повышение цен и тарифов на коммунальные услуги (по предположениям прогноза, со второй половины года начнется поэтапное приведение уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги к рыночному уровню), дальнейшее снижение мировых цен и не слишком активный потребительский спрос.
С другой стороны, существенное влияние на динамику цен будут оказывать дальнейшее ограничение предложения сельскохозяйственной продукции в результате военных действий и российских терактов на юге Украины, усложнение логистики, рост цен производителей, а также незначительная девальвация гривны.
В бюджет заложена менее чем 11%-ная инфляция по итогам 2024-го, но эксперты предполагают, что цены вырастут гораздо стремительнее. По словам Александра Охрименко, в этом и заключается самый большой риск резкого роста минималки.
- В проекте бюджета прогнозируемый рост инфляции в 2024 году составляет 10,8% (декабрь к декабрю), притом что в 2023-м ожидаемая инфляция - 14,7%. Но это нелогично, - отметил эксперт в беседе с KP.UA. – В правительстве планируют резко увеличить доходы, но почему-то считают, что цены расти не будут. Так не бывает. Если растет минималка и растет средняя зарплата, инфляция никак не может снижаться. Наоборот, должен быть рост, так что более логичной при таких вводных я считаю инфляцию около 20%.
Эксперт говорит, что зарплата именно для того и повышается, чтобы стимулировать рост потребительского спроса, который, в свою очередь, приведет к росту ВВП.
У нас повышение минимальной зарплаты напрямую повлияет на зарплаты учителей, врачей, военных, продолжает Охрименко. Недаром в бюджете запланирован рост не только минимальной, но и средней зарплаты. Если по итогам 2022 года средняя зарплата в Украине составляла 14 847 грн, то прогнозная средняя зарплата в 2023 году составляет 18 118 грн, а на 2024 год, согласно прогнозу Минэкономики, запланирован рост средней заработной платы до 21 852 грн.
- Кроме того, рост зарплат окажет влияние и на курс – думаю, что в таких условиях он вполне может вырасти до 45 грн за доллар, - отметил Охрименко.
Доходы общего фонда государственного бюджета составят 1,7 трлн грн, что на четверть больше, чем в нынешнем году. Согласно документу, налоговые поступления дадут суммарно 1,54 трлн грн. В 2024-м правительство надеется собрать с налога на доходы физлиц 313 млрд грн, с налога на прибыль предприятий - 173,5 млрд грн. В качестве акцизов с отечественных подакцизных товаров ожидают получить 98,8 млрд грн, ввозной пошлины - 44,4 млрд грн, также с ввезенных товаров планируют взыскать 455,5 млрд грн НДС.
По словам Алексея Куща, суть нашей сегодняшней экономической модели до боли проста: получить международную помощь, купить на эти деньги импорт, снять с импорта налоги плюс снять налоги с доходов физических лиц, в основном с военных и бюджетников. По сути, налогами облагаются только потребление импорта и зарплаты, а единственный растущий сектор украинской экономики – это торговля. Недаром в правительстве считают, что экономику поднимут потребители.
Кроме того, из местных бюджетов планируют поступление 93,7 млрд грн НДФЛ. Данную инициативу можно считать реакцией правительства на нашумевшие действия территориальных громад, когда средства местных бюджетов расходовались на не совсем уместные во время войны цели. Поступления от «военного» налога на доходы физлиц резко выросли с начала полномасштабной войны вместе с ростом числа военных. Теперь эту «золотую жилу» местным бюджетам решили перекрыть, а деньги направить на оборону.
При этом повышения налогов, судя по данным документа и заявлениям премьера Дениса Шмыгаля, не предвидится.
- Налоги в бюджете-2024 остались на прежнем уровне, поскольку у нас по-прежнему нет качественного налогового маневра во время войны, - отметил Алексей Кущ в комментарии KP.UA. – А нужно было дифференцировать налоговые ставки. Тем отраслям, которые развиваются или хорошо адаптировались, оставлять базовый уровень. Тем, у кого доходы во время войны выросли (например, в банковском секторе) – увеличивать налог на прибыль. А промышленности, то есть сфере материального производства, давать налоговые льготы. Что касается налогов на труд, то я являюсь сторонником их снижения. Но сейчас понятно, что их можно будет снизить только лишь на этапе послевоенного восстановления, когда в экономике будет много денег. А сегодня налоги на труд и на потребление фактически держат этот бюджет.