22 декабря
Загрузить еще

Без сахара и масла: почему Кабмин сократил список социальных продуктов

Без сахара и масла: почему Кабмин сократил список социальных продуктов
Фото: архив KP.UA

В списке социально значимых товаров, цены на которые контролируются государством, произошли изменения: из девяти продуктов в нем осталось всего шесть. Фактически продавцам разрешили устанавливать более высокие наценки, а мониторинг цен при этом перешел с ежедневного на еженедельный.

 Что произошло

О том, что правительство Украины смягчило требования по проведению мониторинга потребительских цен на социально значимые товары, на прошлой неделе в своем Telegram сообщил представитель Кабмина в Верховной Раде Тарас Мельничук. В частности, принято решение о том, что мониторинг потребительских цен на такие товары станет еженедельным, а не ежедневным, как было раньше.

Напомним, что контроль за ценами на социально значимые товары в Украине был возобновлен в апреле 2020-го, а в марте 2022-го ввели их ежедневный мониторинг. Впрочем, скептики говорят, что особого мониторинга не было – мол, во время войны совершенно не до этого. Однако отчеты Госпродпотребслужбы о результатах проверок формирования цен на социально значимые товары говорят о том, что проверки были, нарушения выявляли, а цены снижали до экономически обоснованного уровня. Почему же сейчас решили менять режим работы?

Исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин говорит, что ежедневный мониторинг цен действительно проводился. За тем, чтобы цены необоснованно не повышались, каждый день следили сотрудники Госпродпотребслужбы. Сейчас необходимость в таких частых проверках отпала.

- Когда вводился мониторинг, у нас была инфляция 26%, а сейчас – 12% и есть тенденция к замедлению. Поэтому в таком частом мониторинге просто нет необходимости, - отметил эксперт.

В то же время аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ считает, что не имеет никакого значения, проводятся проверки каждый день или раз в неделю. По его словам, Украина институционально не готова к административному регулированию чего-либо.

- В стране сотни тысяч торговых точек, и сколько из них проверяли чиновники? Десяток или даже несколько десятков в месяц? Очевидно, что это совершенно мизерная величина, процент проверок стремится к нулю. При этом рынки и ярмарки, которые в провинции вообще являются основными точками торговли, практически не контролируются, - отметил эксперт в беседе с KP.UA. – Так что все эти проверки – совершенно нерабочий механизм, который никак не влияет на цены. В Украине давно ликвидированы структуры, которые занимались определением индикаторов и регулированием цен. Чиновники «перекладывают бумажки», устанавливая новые правила и имитируя работу, но контролировать выполнение ни старых, ни новых правил некому. А торговля давно научилась их обходить.

 В новый список вошли не все

Относительно недавно в список социальных продуктов входили полтора десятка товаров. Здесь были и крупы, и картофель, и свинина, и говядина, и даже вареная колбаса. Постепенно перечень похудел до девяти позиций, но, оказалось, что резервы еще есть.

Кабмин внес поправки в распоряжение №711-р «О мерах по мониторингу и анализу цен и состоянию товарных рынков», продлив госрегулирование стоимости отдельных видов продовольственных товаров. Одновременно с 5% до 10% выросла предельная наценка на следующие товары:

  • муку пшеничную высшего сорта;
  • молоко пастеризованное 2,5%-ной жирности в пленочной упаковке;
  • хлебобулочные ржано-пшеничные изделия;
  • куриные яйца 1-й категории;
  • тушки/полутушки/четверть тушки куриные;
  • подсолнечное масло.

Нетрудно заметить, что по сравнению с предыдущим, этот перечень сократился еще в полтора раза. Теперь в него не входят сахар, макаронные изделия отечественного производства и сливочное масло 72,5%-ной жирности.

Такой избирательный подход многих экспертов поставил в тупик. Сливочное масло, макароны и сахар всегда входили в «социальный список», и видимых причин убирать их оттуда не было.

Олег Пендзин предполагает, что, возможно, основная причина заключается в отсутствии серьезной динамики по этим продуктам.

- Мониторится только то, что вызывает беспокойство у руководства, - говорит Пендзин. – Сегодня относительно этих продуктов беспокойства нет, поэтому их и вывели из списка. Думаю, что к повышению цен это не приведет – по крайней мере, в ближайшее время.

По мнению Алексея Куща, выведение сахара, макарон и масла из перечня социальных товаров нивелирует саму суть данного списка. Причины этого могут быть разными – от все той же имитации работы до лоббизма. Ведь за производителями всех этих продуктов стоят крупные корпорации, которые не хотят, чтобы их кто-то контролировал и регулировал.

С другой стороны, продолжает эксперт, в нашей стране нужно идти совершенно другим путем: не навязывать людям те или иные «социальные» продукты, а один раз в квартал выплачивать незащищенным слоям населения социальную и помощь, чтобы они сами для себя решали, что им покупать и какие товары для них являются социально значимыми.

- Возможно, кому-то нельзя сахар, кому-то – макароны, а кто-то не пользуется подсолнечным маслом, и не нужно людей заставлять использовать есть продукты из «утвержденных корзин», - считает эксперт. – Мы все же не Китай, где государство может все эти моменты контролировать. У нас нет институций, нет достаточного количества чиновников, но зато есть огромная коррупция, которая сводит все «разрешения» и «запреты» на нет. Единственное к чему в нашей стране приводит госрегулирование – это к дефициту, а то и вовсе к исчезновению товаров с рынка.

Что будет с ценами

В теории, если государство перестает регулировать цены, продавцы могут ставить какую угодно наценку, то есть цены должны вырасти. По крайней мере, на те продукты, которые вытеснили из перечня социальных. Но, говорят экономисты, на практике все будет по-другому, поскольку взлететь до небес ценам не даст платежеспособность населения, которую уже давно правильнее называть неплатежеспособностью.

Цены на продукты действительно несколько вырастут, но не более чем на 2-3% до конца осени. И, отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, мониторинг цен тут совершенно ни при чем.

- Этот мониторинг ничего не значит, его уже лет 30 периодически делают, но цены на это не обращают внимания, - отметил эксперт в беседе с KP.UA. – Основная цель – показать заботу власти о населении. Ценники растут не из-за отсутствия мониторинга, а из-за роста доходов. Растет средняя зарплата, а вслед за ней повышаются и цены, в том числе, и на социально значимые товары.

Сейчас инфляция небольшая, фактически она вернулась к довоенному уровню, продолжает эксперт. Рост цен на уровне 10-12% в год - это очень хороший показатель, который говорит о том, что украинская экономика уже научилась жить в условиях войны.

Экономист Владислав Банков добавляет: реальное влияние на цены оказывает, например, повышение налогов на топливо, и это мы можем увидеть прямо сейчас, взглянув на ценники в магазинах. И чтобы снизить цены, достаточно снизить налоги и уменьшить регуляторное давление – то есть ограничить коррупционные запросы чиновников.

- Продукты дорожать будут, но не из-за исключения их из «социального списка», а по совсем другими причинам, - подытожил Алексей Кущ. – В первую очередь, из-за военной инфляции, которая в свою очередь, связана с повышением издержек вследствие высоких рисков, дефицита рабочей силы, более сложной логистики. Именно военная инфляция толкала и продолжит толкать цены вверх.