22 декабря
Загрузить еще

Возвращение налога на бензин: что и насколько подорожает с 1 июля

Возвращение налога на бензин: что и насколько подорожает с 1 июля
Фото: УНИАН

С 1 июля государство возвращает налоги на топливо на довоенный уровень, причем речь идет не только об НДС, но и об акцизах. О том, что ждет топливный рынок и как вырастут цены, KP.UA поговорила с экспертами.

Время поднимать налоги

О необходимости возвращения довоенных налогов на бензин и дизельное топливо эксперты говорят не первый месяц. Среди основных причины – падение цен на нефть, а также злоупотребления ряда импортеров, которые из-за низкого налога начали выводить прибыль из страны путем фиктивного завышения цен на импортируемые нефтепродукты. Но, конечно, самая главная и очевидная причина заключается в том, что стране нужны деньги.

Весной 2022 года отменили акциз и снизили НДС потому, что цены на нефть из-за войны взлетели до 140 долларов за баррель, а ситуация в стране была крайне тяжелой и неопределенной, пояснил в своей колонке директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. Тогда правительство решило поддержать потребителя, снизить налоги и таким образом предотвратить взлет цен. То есть это была именно защита потребителя, а не попытка бороться с налоговыми схемами.

Впрочем, скоро этот шаг был нивелирован, и цены взлетели. Система снабжения топливом была разрушена, быстро развернуться в сторону Европы было логистически трудно, поэтому страна столкнулась с большим дефицитом, результатом которого стал взлет цен.

Кстати, глава финансового комитета Даниил Гетманцев вообще считает отмену акциза и уменьшение ставки НДС до 7% ошибочным решением. По его словам, рынок из тени не вышел, а «нелегальные бочки выросли, как грибы после дождя». Гетманцев не первый месяц говорит о том, что налоговые послабления отразились лишь на заработке трейдеров, а не на ценах горючего, и немало экспертов вынуждены с ним согласиться.

Аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ также говорит о том, что увеличение налогов будет влиять исключительно на заработок трейдеров, а не на цену на АЗС, поскольку ее ограничивает платежеспособность населения. По словам эксперта, все попытки найти прямую зависимость между налогами и ценами на бензин – это своеобразная манипуляция. На самом деле прямой пропорциональной зависимости нет, поскольку в данном случае нет связи между ростом цены и снижением спроса. То есть, если цена на топливо вырастет на 10%, это не приведет к тому, что его станут покупать на 10% меньше.

Топливо – это специфический по эластичности товар, в котором изменение цены не приводит к пропорциональному изменению спроса, продолжает Кущ. Продавцы топлива всегда продают свой товар по максимально возможной цене на рынке, и налоги тут ни при чем. Если бензин покупают по 50 грн за литр, они будут продавать по 50, если будут покупать по 60 – значит, продадут по 60. Топливники просто нащупывают точки, на которых они имеют максимальную прибыль.

Как подорожает топливо

Как бы там ни было, но сейчас, когда рынок сбалансировался, а цены на нефть упали, пришло время повышать налоги. Тем более, что острая потребность государства в деньгах никуда не делась. Но возможны варианты.

Например, Сергей Куюн уже не раз предлагал оставить НДС низким и увеличивать только акцизы. Эксперт поясняет, что повышение налогов может не дать ожидаемого результата, поскольку чем выше налоги, тем больше желание их не платить. А НДС – это вообще «самый криминализированный налог, который делал дыру в десятки миллиардов». Акцизы же легче собирать, и государство с этим всегда неплохо справлялось.

На сегодня налоговые планы выглядят следующим образом. НДС, как уже говорилось выше, вырастет до 20%. Что касается акцизов, то они с 1 июля составят:

  • на бензины – 213,5 евро за 1000 литров (сейчас 100 евро),
  • на дизельное топливо – 139,5 евро за 1000 литров (сейчас 100 евро),
  • на сжиженный газ – 52 евро за 1000 литров (сейчас столько же).

После возвращения довоенных ставок топливных налогов цены на заправках, разумеется, вырастут. Все увеличение затрат будет возмещено за счет конечного потребителя и перенесено в розничную цену. При этом, скорее всего, подорожание не будет одновременным и одинаковым для всех сетей АЗС, поскольку у каждой из них своя логистика и своя ценовая политика.

По мнению Сергея Куюна, эти меры могут добавить дизелю 6 грн на литре, а бензину – 10 грн.

Аналитик Даниил Монин настроен более оптимистично, полагая, что цены на АЗС в среднем могут вырасти примерно на 5 грн. Но, продолжает эксперт, поскольку нефть находится в трендовом падении, не исключено, что падение цен на нефть еще ниже сможет постепенно компенсировать рост цены.

Аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак считает, что после возвращения налогов, если государство заинтересовано в контроле над инфляционной динамикой, А-92 не превысит 50 грн за литр, А-95 может вернуться к потолку цен 2022 года на уровне 51-52 гривен, примерно по этой же цене будет торговаться дизель. То есть, говорит эксперт, хотя повышение цен и состоится, оценки далеко не пессимистичные, и новых максимумов стоимости литра топлива не будет.

В свою очередь Алексей Кущ говорит, что все топливные бизнесы можно условно разделить на бизнесы с высокой маржой (это крупные сетевики) и невысокой маржой (небольшие сети). И основное последствие возвращения налогов – это уход с рынка низкомаржинальных бизнесов. Оставшиеся крупные сети наверняка воспользуются моментом, чтобы договориться и использовать повышение налогов как повод к повышению цен. Но их получится поднять максимум на 5 грн.

- На самом деле воздействие налогов на цену топлива очень ограничено – во всем мире налоги составляют более половина цены топлива, - говорит Кущ. – Основными причинами подорожания бензина и дизеля у нас являются рост мировых цен на нефть, девальвация гривны и сговор крупных сетей. Но списывать все будут на повышение налогов.

Что будет с ценами

Рост цен на топливо повлечет за собой удорожание и других товаров и услуг. Ведь стоимость нефтепродуктов заложена в себестоимость абсолютно всего – от проезда в маршрутке до чашечки кофе в кафе.

- Топливо - это логистика, то есть его подорожание будет заложено во всех товарах, - отметил Даниил Монин в комментарии KP.UA. – Но, думаю, основное повышение цен все же будет касаться продовольственных товаров. Причем, очевидно, что стремительнее всего подорожают продукты, которые имеют самую низкую цену за килограмм, поскольку в них доля логистических расходов наиболее существенна. В первую очередь это хлеб, мука, крупы, макаронные изделия, сахар и т.д.

С другой стороны, говорит Монин, поскольку инфляция постепенно снижается (сейчас она уже упала с 26,6 до 15,3 процента годовых), то рост продуктовых цен может быть этим скомпенсирован, и инфляция в ближайшее время будет просто удерживаться на уровне 15%.

- Логистические расходы – это весомое дополнение в ценообразовании товаров и услуг, - соглашается Максим Орыщак. - Поэтому можно ждать, что основные продукты питания, в числе которых овощи, фрукты, куры, яйца, подрастут на 11-15%. Все зависит от того, какой путь проделывают товары до момента доставки товара к конечному потребителю. Но все же более ощутимым рост цен станет ближе к концу года, когда возникнет потребность в отоплении хозяйств, складов и т.д., поскольку основные риски все же связаны с подачей электроэнергии, а также возможными новыми разрушениями инфраструктуры. Спрос на товары и услуги при этом будет сокращаться: большинство из тех, кто остались в стране, будут жить на «грани достаточности».

По мнению эксперта, первыми начнут активно дорожать овощи и фрукты. Здесь повышение налогов еще больше усугубит фактор разрушенной инфраструктуры богатой на урожаи Херсонской области. Ближе к осени будут дорожать яйца, молоко, мясо и рыба. Умеренно будут подниматься цены на хлебобулочные изделия, сладости, макароны, колбасы, сыры.

В свою очередь Алексей Кущ отмечает, что связь между подорожанием топлива и продуктов не прямая, и рост цен на топливо, скажем, на 10%, не означает, что на эти же 10% подорожают картошка или колбаса. По словам эксперта, в ценах различных товаров транспортная составляющая составляет от 10 до 40%. Но транспортная составляющая – это ведь не только цена топлива, но и зарплата сотрудникам и другие расходы. Учитывая это, можно говорить о том, что влияние ценников на АЗС на продуктовые цены еще меньше. И при подорожании топлива, скажем, на 10%, цены могут подняться не более чем на 1-2%.​