Война стала для людей «увеличительным стеклом»: и хорошие, и плохие качества стали проявляться ярче и больше. То же самое можно сказать и о финансовых учреждениях. Те, кто раньше на вполне законных основаниях обводили людей вокруг пальца, пользуясь их неосведомленностью и невнимательностью, стали еще активнее. Ведь война становится их помощником (люди, находясь в постоянном напряжении, в солидных учреждениях немного расслабляются и становятся менее внимательными), своеобразным оправданием (всем надо как-то выживать) и надеждой на индульгенцию (война все спишет).
О своей истории на странице в Фейсбук рассказала клиентка одного украинского банка:
«Я никогда не пользовалась кредитным лимитом ни по одной из своих карт. Недавно обратила внимание, что у меня в банковском приложении появилась кредитная линия на 5000 грн. Ну ок, подумала я. Все равно не пользуюсь, пусть будет. Подумала: наверное, надо иметь какой-то кредит на карте, разные же ситуации бывают. И вчера мне повысили сумму кредита. Как же я удивилась, когда сегодня утром обнаружила, что у меня появилась задолженность в сумме почти 5000 грн. Повторюсь: со своей карты я тратила столько, сколько там было, у меня не было никакой необходимости залезать в кредит».
Автор поста рассказывает, что дозвонилась до «живого сотрудника банка», долго общалась и выяснила два интересных момента, которыми и поделилась в Сети.
Под постом – несколько сотен комментариев, в которых клиенты украинских банков делятся своим недавним негативным опытом.
«Мне при перевыпуске карты в пакете пытались подсунуть депозитную карту. Отказался, вернул назад. Представьте мое удивление, когда почти год спустя выяснилось, что счет все же открыли и ежемесячно туда перетекало по пару сотен. На все претензии – ответ: «сотрудник уволился». Деньги вернули, но сам факт: карту забрали, согласились с «отказом», но в пакете договор подсунули на подпись».
«У моей мамы аналогичная очень неприятная история недавно случилась. Трюк еще и в том, что деньги на карте отображаются как твои, поэтому легко напутать».
«Я отказывалась от такого лимита со скандалом, и теперь каждый раз, когда перевыпускаю карту, тщательно слежу, чтобы эти благодетели мне снова кредит не подсунули».
«Система онлайн-банкинга так устроена. Например, нужно перекинуть ребенку деньги, выбираешь карту для выплат, карту ребенка, а карта для выплат в это время меняется на универсальную кредитку. То есть она по умолчанию у них идет первой, так программа настроена. Я уже несколько раз гоняла деньги туда-сюда – минус процент».
Эксперты единодушно говорят о том, что формально все же украинские финансово-кредитные учреждения действуют по закону, поскольку все невыгодные условия действительно прописаны в договоре. Правда, прописаны они могут быть настолько микроскопическим шрифтом, что не разглядишь даже под лупой, а, кроме того, некоторые условия могут быть так завуалированы, что и искушенный заемщик запутается.
Но есть и хорошая новость: схемы «честного обмана» достаточно однотипны.
Надо сказать, что все уловки финансовых учреждений прекрасно известны чиновникам. Как заявил на днях украинский омбудсмен Дмитрий Лубинец, в условиях военного положения он получает немало жалоб от граждан по поводу нарушения их прав финансовыми учреждениями.
Чаще всего обращения касаются нескольких пунктов:
В Офисе омбудсмена отметили, что на время действия военного положения в законодательстве Украины не предусмотрена отмена начисления процентов за пользование кредитными средствами. То есть такие начисления правомерны и заемщик должен платить тело кредита и начисленные проценты.
В то же время, согласно законодательным изменениям, начиная с 24 февраля 2022-го в период действия в Украине военного положения и в 30-дневный срок после его прекращения или отмены в случае просрочки заемщиком выплат к нему не могут быть применены штрафные санкции, даже если они указаны в кредитном договоре.
Кроме того, кредитор не имеет права поднимать процентную ставку за использование кредита в случае невыполнения обязательств, если, конечно, договор не предусматривает установление изменяющейся процентной ставки.
P.S.
Словом, в большинстве случаев события идут по знакомому сценарию: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Способы противодействия недобросовестным уловкам финучреждений давно известны, но не лишним будет упомянуть о них еще раз.
Обратите внимание, что практически все перечисленные меры являются превентивными, то есть сначала надо думать, а потом делать.