Подводя итоги 2022 года, Минфин озвучил основные приоритеты на 2023-й, которые получились у него довольно показательными. В чем же заключаются планы министерства и чего в них не хватает? Эти вопросы KP.UA обсудила с украинскими экономистами.
Министерство финансов Украины «под елочку» опубликовало итоги своей работы в 2022-м и основные приоритеты на 2023 год. В приоритетах всего четыре пункта:
Как видим, половина пунктов из всех задач, что ставит себе Минфин, касаются того, чтобы набрать очередные долги. Насколько такие цели адекватны? Этот вопрос мы задали экономистам.
Экономист Александр Гаврутенко считает, что приоритеты Минфина вполне соответствуют реальным возможностям и условиям, в которых существует государство.
- Минфин в отличие от других ведомств, которые могут иногда позволить себе строить несбыточные грандиозные планы, должен опираться только на реалистичные данные и рассчитывать на более-менее гарантированные источники доходов, - говорит экономист. - Поэтому да: в условиях длительной и разрушительной войны на нашей территории главным приоритетом для выполнения социальных обязательств государства будет оставаться сотрудничество с международными финансовыми партнерами. Особенно по тем программам, которые уже разработаны.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко также отмечает: указанные цели - это обычная риторика Минфина, и в целом все правильно.
- Озвученные приоритеты вполне нормальны, - говорит аналитик Даниил Монин. – Там запланированы дешевые деньги вместо дорогих гривенных ОВГЗ под 19% в гривне. Но есть два уточнения. Во-первых, от США должно быть не 10 млрд, а 18 млрд долларов грантов. Вообще, все расходы в этом году будут профинансированы через гранты и кредиты, и поскольку часть мы будем получать грантами, госдолг будет расти умеренными темпами. Во-вторых, я считаю, что сотрудничество с МВФ нам сейчас точно не нужно.
Даниил Монин поясняет: в то время как США дают нам не кредиты, а гранты, Евросоюз предоставляет деньги без всяких дополнительных условий, МВФ всегда ставит условия, приводящие к ухудшениям для бизнеса в Украине.
- Думаю, что в период войны программы МВФ не будет, тем не менее наши чиновники ее будут «организовывать» любыми способами, даже без денег, - отмечает Монин. – Создается впечатление, что они всеми силами хотят сохранить довоенный статус-кво – страны, зависимой от международных финансовых организаций.
- Если ЕС и США решение по деньгам уже приняли, то МВФ денег в 2023 году не даст, - соглашается Александр Охрименко. – Что касается налогов, то, действительно, сейчас будет ужесточение, а с 1 июля 2023 все льготы, которые были во время войны, отменят. Есть инициативы от МВФ вообще запретить вторую и третью группу упрощенцев, оставив только первую группу. По замыслу фонда, это позволит существенно увеличить доходы госбюджета. И поскольку в планы Минфина не входит противоречить МВФ, можно с уверенностью говорить, что все указания и пожелания Международного валютного фонда будут выполнены.
Несмотря на такое достаточно лояльное отношение украинских экспертов к приоритетам Минфина, возникает закономерный вопрос: возможно, в цели финансового министерства можно было бы внести еще что-то, кроме увеличения долгов?
Не первый месяц экономисты говорят о том, что в текущих условиях Минфин должен не увеличивать, а сокращать долги. В период такого полномасштабного форс-мажора – войны – вполне реально списать минимум половину долга, провести долгосрочную реструктуризацию минимум на 10 лет, а также уменьшение ставки обслуживания до 1-2%. Но вместо этого мы продолжаем слушать сказки нашего Минфина, что у Украины нет никаких проблем с выплатой долгов.
При этом чиновники не утруждают себя объяснениями, как так получается: долги страна профинансировать может, а собственную экономику – нет? Ведь в бюджете на 2023 год впервые за всю историю расходы вдвое превышают доходы.
Аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ отмечает: создается впечатление, что у нас сейчас базовая экономическая модель состоит в простом плане: привлечь внешние кредиты и купить импортные товары. И если для чиновников такая модель максимально удобна (есть деньги и есть, куда их потратить), то для экономики все выглядит не так идеально.
- Из четырех приоритетов, озвученных Минфином, два касаются того, где взять деньги в долг, - обращает внимание Кущ. - Один – это размытое «финансирование расходов», что является законодательно установленной обязанностью Минфина: он просто не может не финансировать утвержденную смету бюджета на текущий год. И, наконец, четвертый приоритет – это стабильная работа самих чиновников.
К сожалению, продолжает эксперт, он не увидел в приоритетах Минфина ни создания условий для стабильной работы отечественного бизнеса, ни внедрения госпрограмм с эффективным внутренним мультипликатором роста, ни госпрограмм гарантии труда и заказов, ни инвестиций в социальный капитал, минимизации катастрофического падения доходов населения и безработицы. Ничего этого нет. Вместо того, чтобы создавать реальные механизмы поддержки бизнеса и населения, чиновникам проще в очередной раз напомнить, что у нас война, и создавать видимость работы.