7 ноября
Загрузить еще

Тарифы зафиксированы, а коммунальные платежки растут: кто виноват и что делать

Тарифы зафиксированы, а коммунальные платежки растут: кто виноват и что делать
Фото: Полищук Максим / УНИАН

Если по закону…

По данным Госстата, за год коммуналка в Украине подорожала на 3,6%. Стремительнее всего выросла стоимость содержания и ремонта жилья – на 22,8%. Услуги канализации подорожали на 16%, водоснабжения – на 13%.

Считается, что все это подорожание произошло в первой половине периода, ведь власти не устают нас убеждать, что с начала войны тарифы зафиксированы и не двигаются с места. Более того: если квартира не оборудована счетчиками, но при этом пустует более 30 дней, за содержание дома и придомовой территории все равно придется платить, зато в теории можно не платить за воду и газ. Это не нововведение в связи с военным положением, а давно существующая норма закона «О жилищно-коммунальных услугах», статья 7

Правда, для реализации этого своего законного права придется договариваться с поставщиками тех или иных коммунальных услуг, которые, как мы знаем, особой договороспособностью не обладают.

Кстати, если коммунальные услуги предоставляются в неполном объеме, потребитель имеет право требовать перерасчет. Это тоже согласно той же статье 7, и тоже в теории.

Абонентское обслуживание и сбои

Но в сфере коммунальных платежей нас больше волнует не теория, а реальность, а она, к сожалению, оказывается далека от того, что декларируют чиновники.

Начнем с того, что те, у кого есть счетчики, должны каждый месяц подавать их показания. Это сугубо украинское ноу-хау, такой дичи нет ни в одной цивилизованной стране мира. При этом коммунальщиков совершенно не волнует, что владельцы жилья сейчас могут жить в другом городе или в другой стране, а то и вовсе находиться на передовой. Война войной, а показания передать извольте!

Если показания текущего месяца совпадают с показаниями предыдущего, то новые суммы милостиво начислять не будут. Но это неточно. Потому что, например, за отопление - будут, даже если квартира стояла пустой и все батареи были прикручены. Да и с водой, где ситуация проще некуда, все совсем не так просто.

Во-первых, с тех пор, как ввели плату за абонентское обслуживание, пользовались водой или нет, а 39,19 грн каждый месяц заплатите. Получается, что те, кто выехали полгода назад, только за это самое обслуживание заплатили 235 грн на ровном месте.

Во-вторых, с 1 мая в Укрaине в полной мере заработал Зaкон «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», согласно которому жители многоквартирных домов начали оплачивать не только потребленную воду, но и внутридомовые потери воды.

В-третьих, «сбои» в «Киевводоканале» - это обычное дело, причем «сбоит» все время в большую сторону.

- Мы уехали из Киева в начале марта, - рассказывает коллега. – Первые три месяца я никак не могла зарегистрироваться на сайте Центра коммунального сервиса и передавала нулевые показания по телефону, оплачивая международные переговоры. В начале лета я наконец-то смогла зарегистрироваться и начала передавать показания через сайт. И вот на днях обнаружила сюрприз от «Киевводоканала»: они к моим зафиксированным показаниям прибавили почти 4 куба воды и выставили счет. Что теперь делать – непонятно. Прежние показания я передать не могу – система не дает передать более низкие цифры. Передать новые показания – значит согласиться с начислением и своими руками зафиксировать произвол «Киевводоканала». Вообще не передавать – так они в следующем месяце еще 4 куба накинут!

В таких случаях эксперты советуют затевать официальную переписку с фиксацией данных на счетчиках по датам и отправкой этих данных по почте с уведомлениями или по электронной почте с фиксацией. Это понадобится на потом, когда нужно будет доказывать, что вы не потребляли эти объемы. Но все эти рекомендации не дают ответа на главный вопрос: как в такой ситуации передать показания? Время-то не ждет!

Коллега написала в чат-бот ЦКС, потом второй раз, третий с требованиями разобраться, что произошло. В конце концов получила ответ:

«Показания счетчиков откорректированы в программном обеспечении «Киевводоканала». Сняты лишние начисления. За июль ваши показания программа почему-то не зафиксировала, возможно, какой-то сбой. Сейчас все откорректировано. Все изменения вы увидите после обновления сайта (раз в месяц) после 10 сентября».

В сбой, конечно, верится слабо, особенно учитывая, что за последние три года это уже четвертый «сбой» «Киевводоканала», причем все время в его пользу. Положительный момент заключается в том, что на обращения граждан все же реагируют, пусть не на все и не сразу. Но тут уж как повезет.

Горячей воды нет, а платежка есть

В сфере горячего водоснабжения тоже есть неприятные сюрпризы. Так, если раньше людям с нулевым потреблением горячей воды (например, если установлены бойлеры) в случае неподачи показаний все равно начисляли ноль по аналогии с предыдущим месяцем, то впредь этого не будет.

- В Киеве начали насчитывать всем подряд показатели за горячую воду, - пишет на свое странице в соцсети глава правления Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко. - Потребляете не потребляете – все равно. В платежку запишут соответствующие кубы по норме от проживающих. А потом, как обещают, проведут сверку по всем квартирам. Инспектора сразу 2 млн квартир проверят и проведут перерасчет. Но и это еще не все – есть платеж за водоотвод. Ведь если вам насчитывают ежемесячно за горячую воду, которую вы не потребляете, то и за водоотвод, которого не было, вы тоже получите платежки. И вот здесь самое интересное, ведь по факту нигде не прописано, как потом провести сверку по дополнительным показателям по водоотводу, поскольку учета там нет. Поэтому киевляне заплатят по 100 грн в среднем с квартиры за услуги, которые вообще не получали. Неплохой бизнес ежемесячно в 200 млн гривен из воздуха.

Отдельный разговор – это ситуация с полотенцесушителями, которые в отсутствие горячей воды месяцами остаются холодными, но счета за них приходят исправно.

Олег Попенко поясняет: для решения этого вопроса потребуется плотное сотрудничество с ЦКС. Для начала нужно получить от них подтверждение, что на протяжении такого-то времени у вас не было горячей воды, то есть вы эту услугу не потребляли. А потом писать им письмо со ссылкой на их же подтверждение с просьбой сделать перерасчет.

У них еще много разных идей…

На прошлой неделе киевские коммунальщики наконец-то придумали причину, по которой они не будут принимать показания счетчиков холодной и горячей воды. Потому что, как уже говорилось выше, ушлые потребители таки наловчились передавать нулевые показания даже из-за границы, а коммунальщикам это невыгодно.

В столичном «Центре коммунального сервиса» думали-думали и придумали: надо проводить сверку номеров индивидуальных счетчиков, чтобы обеспечить корректные начисления за услуги централизованного водоснабжения и водоотвода холодной и горячей воды.

Как сообщает ЦКС, у части киевлян нет номеров счетчиков в учетных базах, что якобы не позволяет загружать актуальные показания при их передаче или корректировать в случае сверки. Для актуализации данных счетчиков потребитель должен прислать фото или скан-копии актов монтажа или опломбирования счетчиков; паспортов счетчиков или сертификатов о прохождении поверки; фото счетчиков на момент обращения для сверки показаний и при необходимости корректировки.

Эксперты подметили несколько странных моментов.

Во-первых, в ЦКС никак не объяснили, каким образом номер счетчика влияет на корректное начисление услуги.

Во-вторых, в ЦКС не рассказали, каким образом у них оказались персональные данные потребителей, ведь киевляне не подписывали с Центром никаких договоров.

В-третьих, как мы уже писали ранее, в условиях действия военного положения, а также в течение трех месяцев после его завершения поверки средств измерительной техники в Украине не осуществляются.

В-четвертых, более «удачное» время для сверки, когда чуть ли не треть населения покинула свои дома, придумать было трудно.

И, наконец, самое главное: в законодательстве вообще нет такого понятия, как «сверка номеров индивидуальных счетчиков».

Олег Попенко в беседе с «КП в Украине» отметил, что инициатива ЦКС абсолютно незаконна, поскольку услуги «проверка номеров счетчиков» просто не существует. Эксперт советует потребителям писать обращения в ЦКС, в котором указать, что они отказываются сверять номера именно по причине незаконности требования. ​