21 ноября
Загрузить еще

Личное пространство не помешает: рабочие звонки в нерабочее время вредны для здоровья

Личное пространство не помешает: рабочие звонки в нерабочее время вредны для здоровья
Фото: pixabay.com

Спустя два года удаленки эйфория по поводу возможности работать из дома постепенно сменяется разочарованием. Дистанционная работа «размыла» границы рабочего времени, так что для многих теперь закрыть крышку ноутбука в 18.00 - это что-то из области фантастики.

Пока украинцы жалуются на постоянный цейтнот и невозможность отдохнуть даже в выходные, в Европе уже ищут законодательный выход из положения. Например, в Португалии с нового года действуют новые правила: работодателям запрещено тревожить сотрудников в нерабочее время.  

«По 5 дней на улицу не выхожу»

У подруги, которая работает дистанционно в страховой компании, очень строгий график: рабочий день - с 9.00 до 18.00, перерыв - строго с 13.00 до 14.00. На 9.00 и на 14.00, как правило, назначаются небольшие конфколлы, чтобы проверить, все ли вовремя приступили к работе или вернулись после обеденного перерыва.

Казалось бы, требования работодателя вполне справедливы, если бы не одно «но». Шеф в последнее время полюбил звонить с рабочими вопросами за пару минут до начала перерыва или окончания рабочего дня.

- Сначала он звонил после 6 вечера с якобы «срочными проблемами», которые, на мой взгляд, могли вполне подождать до утра, - рассказывает Люба. - А после того, как я пару раз сказала, что уже вышла из системы и выключила ноутбук, может позвонить в 17.59 и ехидно поинтересоваться: «Вы же не выключили компьютер? Рабочий день еще не кончился!» И после этого держит меня у монитора своими «важными вопросами» 30, и 40 минут, и час. Я подозреваю, что он просто издевается надо мной, но что я могу сделать?

Подруга с ностальгией вспоминает времена, когда работала в офисе. В обеденный перерыв они выходили на прогулки с коллегами, и никто не контролировал, вовремя они вернулись или немного задержались.

- Могли с девчонками и в магазин зайти, и в кафе посидеть, и просто в сквере прогуляться, - говорит она. - А сейчас я иногда по 4-5 дней на улицу не выхожу!

Баланс пытается сохранить лишь каждый третий

Моя подруга не одинока: как показал недавний опрос, проведенный кадровым порталом grc.ua, https://grc.ua/article/29969 несмотря на то, что более половины украинцев негативно относятся к трудоголизму, они все равно постоянно перерабатывают.

Оказалось, лишь треть опрошенных пытаются сохранять баланс между работой и личной жизнью, а остальные либо время от времени работают сверхурочно (22%), либо регулярно задерживаются на работе (14%), либо работают в выходные (3%).

При этом каждый четвертый жалуется, что и в нерабочее время его не отпускают мысли о работе. Трудоголизмом, конечно, это не назовешь, но и ничего хорошего в навязчивых рабочих мыслях нет - рано или поздно они приведут к выгоранию.

Эксперты портала не исключают, что склонность придавать работе чрезмерную значимость заложена в нашей ментальности. Достаточно вспомнить поговорку «Кто не работает - тот не ест», которая сегодня сменилась девизом «Лучший отдых - это смена деятельности». Немало людей воспринимают релакс как напрасно потраченное время, а чрезмерную трудовую ответственность и трудоголизм считают нормальным явлением.

Также определенное влияние на отношение к работе оказывают периодические кризисы на рынке труда. Сотрудники, опасаясь сокращений и проблем с трудоустройством, пытаются повышать свою производительность и результативность даже во вред отдыху, личной жизни, семье и отношениям.

Между тем, оказывается, что много работать - это указывает на проблемы со здоровьем! В частности, результаты исследования норвежских ученых показали: трудоголизм - это разновидность невроза.

Норвежцы исследовали эмоциональное и психическое состояние людей, склонных к переработкам, и выяснили: у трети был выявлен синдром дефицита внимания, у четверти - обсессивно-компульсивное расстройство, у каждого 11-го -депрессия.

Португалия показала пример

Пока украинцы находятся в периодическом цейтноте, в Европе то и дело ищут способы облегчить жизнь наемных сотрудников. То сокращенный рабочий день предложат, то четырехдневную рабочую неделю, а то и эксперименты с безусловным базовым доходом проведут.

С нового года изменения в трудовое законодательство ввела Португалия: теперь тамошним работодателям запрещено тревожить сотрудников в нерабочее время – причем как звонить, так и писать сообщения. Запрет распространяется на компании, в которых трудятся более 10 человек, а за нарушение закона на работодателя будет накладываться штраф.

Власти Португалии настолько прониклись неудобствами сотрудников на удаленке, что также обязали компании помогать оплачивать своим сотрудникам расходы на электричество и интернет. Теперь этот пункт необходимо вносить в категорию «бизнес-расходов». А для борьбы с одиночеством работодатель должен организовывать личные встречи с подчиненными не реже одного раза в два месяца.

«Пандемия ускорила необходимость регулирования новых правил работы. Удаленная работа может стать переломным моментом для государства, если мы извлечем для себя выгоду и уменьшим ее недостатки», - цитируют СМИ министра труда Португалии Ану Мендес Годиньо.

Португальский опыт, конечно, очень привлекателен для сотрудников, но вряд ли он понравился бы украинским работодателям. Хотя, соглашается директор консалтинговой компании «Михайлов и партнеры» Виталий Михайлов, решение интересное.

- Думаю, это вполне правильное нововведение: человек отработал положенное рабочее время - и должен быть свободен, - прокомментировал португальские новшества Михайлов. - Все мы знаем, что капитализм предполагает эксплуатацию человека человеком, то есть работодатель настроен получить большую работу за меньшую сумму - отсюда и звонки в нерабочее время. Хотя понятно, что за работу вне рабочего дня надо доплачивать.

В том, что под закон не попали компании до 10 человек, тоже есть логика, продолжает эксперт. Это малый бизнес, где обязанности сотрудников часто бывают размыты и каждый из них выполняет несколько функций. Если в такой компании все будут работать с 9.00 до 18.00, это может просто убить бизнес.

В средних и больших компаниях бизнес-процессы прописаны лучше. И там люди могут трудиться по своим графикам, а в целом компания работать 24/7. Понятно, что в таких условиях звонки в нерабочее время зачастую не оправданы. Хотя, конечно, могут быть форс-мажоры и производственная необходимость.

Словом, резюмирует Михайлов, раз в Португалии такой закон возник, значит, к нему были предпосылки. В Украине, во-первых, таких предпосылок нет, во-вторых, подобный закон в любом случае работать не будет.

- Европейцы, как известно, гораздо более законопослушны: если стоит ограничение 50 км в час, они будут ехать 50 км в час, а не говорить «какой идиот это придумал» и ехать 120, - говорит эксперт. - То же самое и с трудовым законодательством. В Европе запретили звонить - и они не будут звонить. У нас в стране каждый «сам себе начальник», и никакие законы ему не указ. Что в таких условиях делать сотруднику? Жаловаться? Предположим, что такой закон у нас есть, жалоба сработала и работодателя оштрафовали. Согласитесь, вряд ли можно ожидать, что жалобщик останется на работе.

По словам Михайлова, сам он своим сотрудникам давно в рабочее время не пишет и не звонит. Может написать разве что в почту, предполагая, что сотрудник прочитает письмо в рабочее время. Но если начальник не ценит личное время и личное пространство своих подчиненных, то выбор у тех небогатый: с этим либо придется смириться, либо искать новую работу. ​

Новости по теме: Работа Португалия