Большое строительство, миллиард деревьев, «Вовины тысячи», смартфоны пенсионерам - на реализацию все этих «проектов» нужны деньги, и немалые. Неудивительно, что власть предпринимает все новые и новые попытки пополнить казну за счет увеличения сбора налогов с населения.
При этом чиновники так торопятся, что зачастую озвучивают идеи и положения законопроектов задолго до того, как сами документы появляются на свет. К чему же готовиться украинцам и что для нас изменится, если «налоговые инициаторы» таки доведут начатое до конца?
Одна из самых обсуждаемых новостей последних дней - налогообложение так называемых «микрозаработков». Нардепы под предводительством председателя Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева готовят законопроект, который позволит взимать налоги с непостоянных заработков таксистов, нянь, фотографов, арендодателей, дрессировщиков собак, свадебных ведущих, художников, парикмахеров, домашнего персонала, психоаналитиков, астрологов и других самозанятых граждан.
Текст документа пока не обнародован, но основные положения известны. Временные подработки планируют контролировать с помощью обязательных кассовых аппаратов, а предоставление услуг облагать налоговой ставкой 5,5-18%.
Чтобы платить данный налог, украинцам надо будет зарегистрироваться в налоговой по месту проживания и приобрести кассовый аппарат. Для того чтобы попасть под минимальное налогообложение (5,5%), доход от дополнительной занятости за год не должен превышать 153 минимальных зарплаты (на сегодня это 994 500 грн в год, или 82 875 грн в месяц).
При более высоких доходах налоговая ставка составит 18%.
Законопроект о домоэкономике, который разрешает гражданам заниматься мелким бизнесом без открытия ФОПа и при этом учитывать не доходы каждого отдельно взятого украинца, а в пересчете на всех домочадцев, в отличие от других инициатив, таки был опубликован. И эксперты тут же нашли в нем подводные камни.
В частности, эксперт по вопросам ЖКХ Олег Попенко считает, что если закон будет принят в нынешнем виде, то можно будет лишиться жилья за долги одного из членов семьи, даже если жилье ему и не принадлежит, «без суда и следствия».
А аналитик TeleTrade Сергей Родлер считает, что в данной инициативе просматривается не уменьшение налогов, о котором говорят его авторы, а их увеличение. Кроме того, из-за налоговых деклараций, куда будут внесены абсолютно все доходы семьи, многие могут потерять уже назначенные жилищные субсидии.
В своем январском интервью Даниил Гетманцев рассказал о планах. По его словам, он уже разработал законопроект, который предлагает объединить ЕСВ, налог на доходы физических лиц и военный сбор в единый налог с уменьшением эффективной ставки с нынешних 37% до 30%, а в перспективе - до 25%.
По задумке законодателей такое снижение приведет к незначительному уменьшению поступлений в бюджет, но при этом и к повышению зарплат украинцев. Мол, работодатели, у которых снизятся налоговые отчисления, все «сэкономленное» выплатят в качестве белой зарплаты своим сотрудникам - и в итоге экономика даже выиграет.
Надо сказать, что у экономистов подобные выкладки вызывают неподдельное изумление.
, - напомнил в беседе с «КП в Украине» экономист Андрей Мартынюк.
- Тогда тоже ожидалось, что детенизация и рост зарплат компенсируют снижение поступлений в бюджеты (которое, кстати, тогда составило почти 30%), но этого не случилось. Сэкономленные налоги работодатели не раздали наемным работникам, а просто разложили по своим карманам. То же самое произойдет и на этот раз. Просто удивительно, до чего в нашей стране любят наступать на одни и те же грабли.
Несмотря на все вышесказанное, в налоговом комитете считают, что объединение трех налогов и снижение эффективной ставки, о чем говорилось выше, - это такие невероятные поблажки для украинцев, что в некоторых сферах налоговую политику следует ужесточить. Сказано - сделано! И вот уже налогоплательщикам грозят ужесточением финансового мониторинга и «наступлением» на зарплатных ФОПов.
Как известно, в нашей стране популярен механизм, при котором некоторые работодатели из соображений экономии не оформляют работников в штат, а заключают с ними договор как с физлицами-предпринимателями. В таком случае вместо 37% они платят всего 5% налога. Эту уловку в комитете планируют запретить.
Даниил Гетманцев не раз говорил о своем отрицательном отношении к зарплатным ФОПам, называл это «схемой по уклонению от налогов в рамках действующего законодательства» и обещал, что подобные возможности будут сокращаться.
По его словам, смысла понижать ставки налогов до 25%, если останется возможность платить зарплату через ФОП, просто нет. Ведь даже сниженные ставки будут все равно выше, чем 5%.
Мнения экономистов относительно зарплатных ФОПов расходятся. В то время как одни называют подобное оформление наемных сотрудников мошенничеством, другие считают, что сотрудничество с физлицами-предпринимателями - это вполне законный способ оптимизации налогов.
А аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак напоминает: зарплатные ФОПы - это не только «схемы», но и меры, которые, скажем, позволили переманить в свое время предпринимателей из Беларуси. По словам эксперта, если данный механизм убрать, бизнес, в первую очередь IT-сектор, начнет переезжать. Так что если цель налоговиков - избавиться от платежеспособного населения, то они на верном пути.
Интересно, что единого мнения по этому вопросу нет даже среди чиновников. В частности, в своем недавнем интервью министр финансов Сергей Марченко сообщил, что не поддерживает данную инициативу главы налогового комитета.
Как сказал министр, учитывая чувствительность вопроса ФОПов для общественной и политической среды, он бы физлиц-предпринимателей не трогал.
«Любое решение в этой сфере я бы принимал с точки зрения не только понимания интересов бюджета или справедливости, но и общественно-политических настроений этой сферы», - отметил Марченко.
Отвечая на извечный вопрос «что делать?» с теневой экономикой, экономисты практически единодушны: снижать налоговое давление. Но снижать по-настоящему, а не дать, условно говоря, гривну и при этом забрать три.
Кроме того, говорит президент Института реформ и развития Киева Александр Вовченко, нужно реформировать налоговую систему так, чтобы она стала источником развития государства. Налогоплательщики должны понимать, куда идут их налоги и видеть, что они расходуются эффективно.
Но, резюмировал эксперт, к сожалению, власть продолжает видеть в бизнесе «дойную корову» для реализации своих многочисленных «проектов», а не ключевого партнера.
Итог такого отношения вполне закономерен.
Экономист Михаил Кухар, опираясь на данные НБУ, пришел к выводу: за прошлый год украинцы сняли со счетов наличными 5 млрд грн, или 1,5% ВВП. Эти деньги покинули пределы банковской системы и больше не вернулись в нее. По мнению экономиста, это является ярчайшим доказательством роста тенизации экономики в результате перманентного давления на граждан и бизнес «налоговых инициатив Гетманцева».
И, судя по тому, что глава налогового комитета не планирует притормозить, в 2022-м ситуация только усугубится.