Мошенники чаще всего используют одни и те же проверенные временем методы, но оформляют свои «разводы» исходя из нынешних реалий. Сейчас их главные фишки – это «ковидная» тысяча и банковские инвестиции.
В последнее время много разговоров вокруг выплат тысячи гривен тем, кто получил две дозы вакцины. Этой актуальной темой решили воспользоваться и мошенники.
Государственный ПриватБанк предупредил граждан о новой схеме обмана. Суть ее в том, что клиентам поступают личные сообщения якобы от имени банка, в которых указан текст типа такого: «Дарим 1000 грн своим преданным клиентам» или «Вам начислена 1000 грн в рамках программы єПідтримка». Также в сообщении присутствует ссылка на интернет-страницу, которая похожа на сайт онлайн-банкинга, но ведет на мошеннический фишинговый сайт.
При переходе по ссылке клиентам предлагают ввести персональные данные от своего аккаунта «Приват24», после чего мошенники получают возможность списывать деньги со счетов жертв.
В ПриватБанке настоятельно рекомендуют украинцам ни в коем случае не реагировать на сомнительные сообщения о подарках или призах, которые шлют мошенники ради кражи логинов и паролей от «Приват24». В банке подчеркивают, что они не рассылали таких СМС или сообщений в мессенджерах.
Совет: При получении подобных СМС-сообщений не переходить по указанной в них ссылке. Если же вы все-таки надеетесь, что это пришло приятное предложение от банка, обратитесь на горячую линию.
Не ведитесь на подобные сообщения мошенников о выплате «ковидной тысячи». Фото: facebook.com/sergaoleg
Еще один вид мошенничества – это маскировка «разводил» под известный бренд. Сейчас некоторые банки анонсировали новые услуги для населения – инвестиции в акции иностранных компаний. Из-за того что многие граждане не совсем понимают, о чем идет речь, мошенники начали создавать фейковые страницы с предложением инвестирования якобы вместе с известным банком.
Так, например, создают страницы типа «пассивный доход от 1000 грн в день на платформе Монобанка» или «Казино Монобанк для прибыльной игры». Там предлагается ввести данные своей карты или перечислить деньги напрямую. Конечно, ни в какое казино ваши средства не попадут, а пополнят карманы мошенников. Руководство банка заявило, что пытается бороться с этим явлением, но фейковые страницы появляются снова и снова.
«В связи с многочисленными запросами хочу предостеречь клиентов от потери денег, - написал соучредитель Monobankа Олег Гороховский на своей странице в Facebook. - Мы не запускали никаких платформ для заработка денег и казино. Никаких! Пожалуйста, не ведитесь на этих аферистов. Наша служба безопасности вместе с правоохранительными органами работают над тем, чтобы остановить деятельность этих жуликов, но они появляются как грибы после дождя».
Совет: Пользоваться только теми онлайн-услугами, которые доступны на официальном сайте или в мобильных приложениях вашего банка.
Следующая схема набирает популярность в соседних странах, поэтому, скорее всего, в ближайшем будущем появится и у нас. Суть ее простая – вас пытаются обмануть или сделать соучастником преступления.
Первый способ - фиктивный перевод. Вам приходит SMS якобы от банка о том, что на ваш счет переведены какие-то деньги. Буквально сразу же с вами связывается человек, который сообщает, что перевел деньги по ошибке и просит их вернуть. Его главная задача - не дать вам время заглянуть в приложение и убедиться, что сообщение о переводе — это обман.
Как рассказывают пользователи на финансовых форумах, жертвам может звонить, например, женщина, которая будет со слезами говорить о том, что сейчас ее ребенку делают операцию, а деньги она переводила в качестве оплаты за какие-то редкие и очень срочно требующиеся лекарства, и если вы не вернете деньги, то жизнь ее ребенка будет в опасности. В общем, главная задача - отвлечь жертву, задурить голову и заставить перевести на счет мошенников необходимую сумму.
Несмотря на то что схема достаточно примитивна, при эмоциональном вовлечении жертвы она часто срабатывает. Более того, сейчас эту классическую «разводку» модернизировали так, что жертва может даже стать соучастником преступления.
Суть новой схемы заключается в том, что на счет жертвы действительно зачисляются какие-то деньги. После этого злоумышленник звонит человеку и говорит, что перевел сумму по ошибке, поэтому просит деньги вернуть. Если вы проверите счет, то на нем действительно будут пришедшие непонятно от кого деньги.
Мошенник снова будет рассказывать «байки» с целью задурить голову жертве. Более того, он может предложить оставить себе какую-то часть суммы - якобы в качестве компенсации за потраченное время. После того как жертва верит, что действительно произошла ошибка, его попросят перевести деньги, но не на тот счет, с которого они пришли, а на другой.
В этом и заключается обман. Пришедшие на счет жертвы деньги, скорее всего, были украдены у кого-то или данные карты были указаны в качестве реквизитов для покупателя несуществующего товара. То есть платеж был совершен одной жертвой в качестве оплаты за товар и услугу, которую мошенники не предоставят, а деньги приходят второй жертве. Если второй человек в этой цепочке перечислит деньги мошенникам, то он фактически станет соучастником преступления.
Когда незадачливый покупатель будет обращаться в полицию, то укажет номер счета или карты, на которую он отправил деньги, и все претензии будут предъявлять к тому, кто «вернул» деньги.
Совет. В ситуации, когда вам на счет приходят какие-то непонятные деньги, стоит связаться с банком и сообщить о том, что вам ошибочно зачислили средства. После этого напишите заявление с просьбой вернуть средства отправителю. Тогда деньги вернутся обманутому человеку, а не мошенникам.
Кстати, схема обмана, похожая на случайный перевод, существует и в том случае, если вы что-то продаете через сайты бесплатных объявлений. Суть ее в следующем.
Например, «Пострадавший 1» продает свой телефон через интернет. Пусть сумма, указанная в объявлении, будет 5000 грн. Ему звонят мошенники и договариваются о покупке – просят номер карты, куда обещают в ближайшее время перевести эту сумму. Параллельно с этим они создают объявление, где «выставляют» на продажу какой-то дорогой товар, например, ноутбук, который у всех продавцов стоит 10 тыс. грн, а у них - 5 тыс. грн. Задача мошенников - быстро найти вторую жертву, которая захочет оперативно по дешевке купить дорогой товар, пока его не выкупил кто-то еще.
«Пострадавший 2» звонит мошенникам и говорит, что готов купить ноутбук за 5 тысяч грн. Мошенники просят предоплату и дают номер карты «пострадавшего 1». Деньги поступают на счет человека, который продавал телефон, и он спокойно отправляет его мошенникам. После этого те исчезают с телефоном первого продавца, а покупатель ноутбука, который ничего в итоге не получит, напишет заявление о мошенничестве, где укажет счет продавца телефона, на который он отправил деньги.
Чтобы избежать таких рисков, сервис объявлений предлагает использовать специальную услугу – OLX-доставка. Суть ее в том, что покупатель переводит деньги не напрямую продавцу или вообще непонятно кому, а непосредственно сайту объявлений, то есть посреднику. Когда товар приходит на почту, покупатель осматривает его и подтверждает получение, только тогда посредник отправляет деньги продавцу. Если покупатель отказывается забирать товар из-за того, что он не соответствует описанию, то деньги возвращаются ему на счет, а посылка едет отправителю. Кстати, по похожей схеме действует и известная китайская торговая площадка «Алиэкспресс» - там продавец не получит ваш платеж, пока вы не подтвердите получение товара.
Но на днях в соцсетях появилось описание попыток мошенничества именно при использовании сервиса «OLX-доставка» через «Укрпочту». Схема рассчитана на то, что вашу посылку заберет кто-то посторонний, у кого оператор на почте не проверит документы или же оператору покажут поддельные документы на ваше имя.
В двух словах это выглядит так. Человек договорился о покупке дорогого телефона за 11 тысяч грн через сервис «OLX-доставка». По счастливой случайности он зашел на почту в тот момент, когда посылка только прибыла в отделение. Он ее вскрыл и обнаружил в коробке вместо телефона пакет сока. Покупатель отказался его забирать, и деньги к нему вернулись. Потом он узнал, что буквально через несколько минут на почту зашел другой человек, который попытался забрать ту же самую посылку.
По его словам, его наняли для разовой работы за 200 грн (деньги обещали перевести на карту) – получить посылку. Не исключено, что человек, который пробовал забрать чужую посылку, мог иметь поддельные документы на имя получателя. Если бы у него получилось опередить реального покупателя, а оператор на почте не проверил документы или же поверил подделке, то деньги попали бы мошенникам, человек, который забирал посылку, ушел бы с пакетом сока, а покупатель остался бы без ничего.
Совет: Не совершать никаких сделок с «оплатой на карту», а в случае «OLX-доставки» пользоваться теми отделениями «Укрпочты», где всегда внимательно проверяют документы получателей.