Психология украинцев меняется: если раньше покупка бэушных вещей считалась показателем бедности, то сегодня и покупка подержанных товаров, и практика совместного потребления становятся все более популярными и даже модными.
Перепотребление стало нормой современного мира. Более половины жителей развитых стран признают, что у них гораздо больше вещей, чем им нужно для жизни, а свалки захватывают все большие площади и становятся для мира настоящей катастрофой.
Неудивительно, что все чаще мы слышим о принципах «трех R»: reduce, reuse, recycle (сокращение потребления, повторное использование, переработка). Правда, зачастую мы концентрируемся только на третьем пункте - переработка, забывая, что и первые два принципа не менее важны.
Моя знакомая – вполне обеспеченная девушка – покупает бэушные вещи именно в рамках тренда разумного потребления. Ее последние приобретения – силиконовая форма для пирога и искусственная новогодняя елка.
- В то время как мои друзья покупают новые формы для выпечки, даже если старые просто немного потемнели, потому что «уже некрасиво», я считаю такой подход неэкологичным и совсем недавно купила б/у формы, - говорит Милана. - Уверена: без всякой необходимости забрасывать планету таким количеством силикона не просто неправильно, а даже преступно.
Что касается елки, то до этого Милана много лет покупала на Новый год живые деревья в горшках и потом высаживала на даче. Но поскольку большинство из них не прижились, она пошла другим путем и решила купить искусственную елку, которая оказалась кому-то уже не нужна. Кстати, этим приобретением она осталась очень довольна: елка оказалась настоящей красавицей.
- Когда речь заходит о б/у вещах, люди сразу думают о старых, поломанных или каких-то облезлых товарах, - говорит моя собеседница. - Конечно, с такой картиной в голове желание приобретать подобного рода вещи тут же пропадает. Я же перед покупкой всегда задаю себе вопрос: смогу ли я воспользоваться той вещью, которой до меня пользовался кто-то другой? И если ответ «да», то начинаю поиск с площадок, где продаются подержанные вещи.
Приятель, купивший квартиру под сдачу, приобрел в нее бэушную бытовую технику – холодильник, стиральную машину и микроволновку. Оказывается, сегодня есть немало умельцев, которые скупают старую бытовую технику, ремонтируют ее и продают, причем даже гарантию дают - кто-то полгода, а кто-то и год. Словом, дело поставлено на поток.
Кстати, интересный момент: приятель практически одновременно купил две стиральные машины: новую - маме и подержанную - в квартиру под сдачу. За два года новая уже ломалась дважды (выходила из строя электроника), а старая пока работает без сбоев.
Понятно, что потребление стимулирует производство, которое в свою очередь ведет к росту экономики. Адепты общества потребления утверждают: если мы все будем пользоваться исключительно подержанными вещами, производства начнут закрываться, потому что такое количество товаров станет ненужным.
Но, во-первых, ничто в этом мире не вечно, тем более бэушные товары.
Во-вторых, как многие могли заметить, современные производители делают все для того, чтобы товары было невозможно использовать повторно. Я не раз слышала истории о том, как бытовая техника чудесным образом выходила из строя буквально через неделю после окончания гарантийного срока и, как правило, ремонту не подлежала.
И, наконец, экологи приводят такие цифры, что о разумном потреблении задумываются даже самые большие приверженцы «всего нового и в упаковке».
Например, задумывались ли вы о том, что для получения хлопка, необходимого для производства одной футболки, тратится 2700 литров воды: человек столько выпивает за 2,5-3 года.
А, скажем, покупка б/у компьютера помогла бы сохранить более 30 тыс. литров воды, 2300 кВт/ч электроэнергии, не говоря о сырье, необходимом для производства новой модели.
Глобальное изменение климата эксперты связывают с повышением в атмосфере концентрации парниковых газов. Примечательно, что одним из крупнейших загрязнителей является индустрия моды, которая занимает второе место по выбросам парниковых газов после нефтяного бизнеса. За 20% всего мирового загрязнения воды промышленными отходами ответственно производство тканей. И при этом каждую секунду более 2,5 кг одежды в мире отправляется в помойку.
Надо сказать, что в то время как еще совсем недавно регулярная покупка подержанных вещей свидетельствовала о том, что человек просто не может себе позволить купить новое, сегодня отношение к этому вопросу поменялось. Богаче многие из украинцев за последние годы, к сожалению, не стали, но зато до нас докатились мировые тренды разумного потребления.
Как показал недавний опрос, проведенный компанией Gradus, подавляющее большинство украинцев (61%) положительно относятся к покупке товаров, которые уже были в использовании. А чаще всего во «вторые руки» украинцы готовы приобрести жилье, одежду и автомобиль (подробнее см. Опрос).
При этом 52% респондентов отметили, что не против и практики совместного потребления (подробнее см. Справка). Чаще всего наши сограждане готовы к совместному использованию книг, автомобилей, коммерческой и жилой недвижимости, бытовой техники.
Многие из читателей помнят те времена, когда из-за постоянного дефицита одежды и тканей единственной возможностью появиться в обновке было перешивать старые вещи. Те, кто хоть немного могли управляться со швейной машинкой, изощрялись как могли - перешивали костюмы, придумывали новый декор, из старых платьев делали наряды меньших размеров (юбки, блузы, сарафаны или детскую одежду) и даже «перелицовывали» пальто и костюмы (то есть то, что изначально было лицевой стороной, но было испорчено, потерлось или выгорело от солнца, в новом исполнении становилось изнанкой).
Сегодня все эти ухищрения, направленные на перешивание старого гардероба до бесконечности, вылились в новое модное направление - апсайклинг. Апсайклинг - это не переработка мусора, а именно вторичное использование вещей с созданием нового функционала, не требующее серьезной промышленной переработки.
Дизайнеры не первый год переделывают старые вещи, фактически давая текстильному мусору новую жизнь и делая его основой новой одежды. Очень интересно выглядит как одежда, собранная из разных по фактуре тканей, так и изделия, выполненные в лоскутной технике пэчворк. И самое главное, что все это находит отклик среди покупателей.
Во-первых, такие вещи стоят дешевле из-за бросовой стоимости исходных материалов.
Во-вторых, покупателям приятно осознавать, что, покупая новую вещь, они не заваливают планету очередным мусором, а практически спасают мир.
СПРАВКА
Совместное потребление основано на идее, что удобнее платить за временный доступ к тому или иному товару, чем владеть этим товаром. Концепция совместного потребления была создана авторами книги «Что мое - то твое: рост совместного потребления» Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс. В 2010-м Ботсман выступила на конференции и рассказала о новой социально-экономической модели, которая произведет революцию в потреблении товаров и услуг. В том же году журнал TIME назвал совместное потребление одной из идей, которые изменят мир.