Цены на подсолнечное масло пугали покупателей еще весной, но после того, как нам убедительно рассказали о неурожае и растущих ценах по всему миру, мы вроде бы немного успокоились. И вот снова новости! Мир потихоньку стал открываться, украинцы начали выезжать за границу и с удивлением обнаружили, что подсолнечное масло в европейских супермаркетах нередко продается дешевле, чем в украинских.
В июне, когда я была в Эстонии, тоже отметила существенную разницу. Наша знаменитая “Олейна” на эстонских прилавках стояла по 1,5-1,6 евро, а подсолнечное масло собственных торговых марок местных сетей (кстати, мелким шрифтом на бутылке написано, что это масло тоже родом из Украины) - и вовсе по 1-1,2 евро.
И это притом, что в Украине, которая является “номером один” среди мировых производителей подсолнечного масла, наш основной экспортный товар продается в полтора, а то и в два раза дороже!
Данная ситуация кажется обидной, несправедливой и абсурдной не только потребителям, но и экспертам. Аналитик Алексей Кущ приводит емкое сравнение: это все равно что бензин на заправках Саудовской Аравии вдруг стал бы дороже, чем в Европе.
Каковы же причины такой вселенской несправедливости? Об этом мы поговорили с экспертами.
В Украине практически любой рост цен можно объяснить двумя причинами: девальвация гривны и рост цен на внешних рынках. И если к национальной валюте сегодня не придерешься, то внешние рынки всегда под рукой.
Аналитик TeleTrade Сергей Родлер поясняет: когда стоимость той или иной продукции растет на внешних рынках, отечественным производителям становится невыгодно продавать ее по более низкой стоимости внутренним потребителям, поэтому они поставляют ее за рубеж. А цены в магазинах внутри страны подтягиваются к мировым.
О том, что рост цен на масло - это не ”украинский тренд”, говорит и заместитель директора Pro Agro Information Company Мария Колесник
- Цена на масло существенно выросла во всем мире, просто украинские потребители на это реагируют более болезненно, - отметила эксперт в комментарии “КП в Украине”. - Во-первых, Украина является крупнейшим производителем, во-вторых, покупательная способность в стране очень низкая. Все же европейский потребитель ощутил этот рост не так сильно.
Говоря о том, что в европейских супермаркетах цены оказываются ниже, чем у нас, Мария Колесник предлагает рассматривать ситуацию в каждом конкретном случае.
- Возможно, речь идет о собственной торговой марке супермаркета, а на такие товары цены всегда существенно ниже, - говорит эксперт. - Не исключено, что супермаркет, например, купил большую партию еще год назад по старым ценам и теперь ее реализовывает. Украинские же производители, в отличие от европейских, не работают “в запас”. У нас работают по схеме “произвели - реализовали”, поэтому рост цен на семечки тут же отражается на росте цен масла на прилавках. А цена семечек действительно очень выросла прошлой осенью и держалась весь год.
По словам Алексея Куща, отечественные торговые сети формируют свою прибыль не столько за счет роста объемов продаж, сколько за счет торговой наценки. Объясняется это низким платежеспособным спросом населения, вследствие которого торговые сети, даже снизив цену до минимума, не смогут компенсировать потери ростом объемов продаж.
- Поэтому для продавцов выгоднее продавать меньше, но дороже: кому надо, тот купит по любой цене, - резюмировал эксперт.
Алексей Кущ рассказал еще об одной интересной причине - “эффекте Гиффена", согласно которому спрос на определенную группу социальных товаров растет при увеличении цены.
Звучит, на первый взгляд, парадоксально, хотя на самом деле никакого парадокса нет. Ведь речь идет о товарах, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и которым не находится равнозначной замены.
- Данный феномен характерен для бедных обществ: в Ирландии в ХІХ веке таким товаром был картофель, в Китае – лапша, - отмечает Куш. - В Украине к этим товарам относятся подсолнечное масло, сахар: люди ожидают дальнейшего роста цен и запасаются впрок.
Как мы писали ранее, подсолнечное масло и сахар действительно являются продуктами-рекордсменами, которые с начала года подорожали стремительнее всего.
|
Если в Европе ценники могут снизиться из-за конкуренции между поставщиками из разных стран, в результате которой украинским игрокам приходится играть “по правилам”, то в Украине этого не происходит вследствие монополии производителей, называет еще одну причину Сергей Родлер.
Алексей Кущ соглашается: крупные компании на рынке вступают в сговор для получения сверхприбыли при полном попустительстве Антимонопольного комитета.
Одной из причин роста мировых и, соответственно, украинских цен на продовольствие, эксперты называют политику центробанков по стимулированию мировой экономики - то есть эмиссию долларов и евро.
Не в последнюю очередь благодаря этому сегодня мы наблюдаем очередной виток аграрной инфляции, когда на фоне умеренного роста общего индекса цен стоимость продуктов питания взлетает.
Об этой причине в комментарии “КП в Украине” рассказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. По его словам, 100%-ное подсолнечное масло в Европе продается ничуть не дешевле, чем в Украине. А низкие ценники стоят не на подсолнечном, а на растительном масле, что, как говорят в Одессе, две большие разницы.
- Прочитайте внимательно этикетку, и вы скорее всего увидите, что подсолнечного масла в конкретной бутылке всего 30-40%, - говорит эксперт. - Там может быть целый “букет масел”, включая рапсовое, пальмовое и т.д. А у нас - это 100% именно подсолнечного масла.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Эксперты, опрошенные “КП в Украине”, отмечают, что в ближайшее время снижения цен не будет, так что вся надежда только на новый урожай.
- Ожидания, исходя из сегодняшних погодных условий, довольно оптимистичны: по прогнозам, мы должны собрать порядка 16 млн тонн семечек, что на миллион-полтора больше, чем в прошлом году, - говорит Мария Колесник. - Правда, больший урожай не означает, что автоматически снизятся цены на прилавках. На это влияют и другие факторы, например, цены на другие растительные масла - в частности, на пальмовое и соевое. В любом случае, если новый урожай и повлияет на цены, то произойдет это не раньше октября.
Согласно оптимистическому прогнозу по подсолнечному маслу, цены к концу года при благоприятном для потребителя стечении обстоятельств могут просесть на 20-30%. Но этот оптимизм разделяют не все.
Так, например, Сергей Родлер напоминает, что, по сути, у украинского потребителя нет выбора, и ему приходится брать масло по любой стоимости в магазинах, куда оно поступает всего от нескольких производителей. Единственный шанс на изменение цены - вмешательство государства, которое пока крайне вяло борется с монополиями, оккупировавшими все основные сферы.
- В данном случае даже решения повысить пошлину на экспорт подсолнечника недостаточно: оно может сократить темпы роста цен, только если прогнозы насчет хорошего урожая нового сезона оправдаются, - считает Родлер. - Необходимо заключать соглашения с производителями, вводить программы субсидирования производителей для внутреннего рынка во время роста цен, чтобы снизить давление на конечных пользователей.
По мнению эксперта, пока ожидания по новому урожаю позитивные, но надеяться на снижение цен не стоит из-за спекуляций крупных игроков. В лучшем случае цены будут расти наравне с инфляций, но могут и обогнать ее, увеличившись более чем на 10%.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ