Мир медленно приходит в себя после многочисленных карантинов, оживает, пусть и медленно, и туристическая отрасль. Отдых в этом году на привычных украинским туристам курортах подорожал, поэтому многие ищут возможность сэкономить, купив дешевые билеты на рейсы лоукост-перевозчиков. Однако кажущаяся, на первый взгляд, дешевизна таких перелетов часто оборачивается переплатой за сопутствующие услуги. "КП в Украине" разбиралась, на чем зарабатывают перевозчики.
Когда речь заходит о билетах на лоукост-рейс, большинство из нас представляют себе возможность слетать в Европу "на кофе" по цене нескольких чашек этого напитка. Действительно, билеты по 20-30 евро в одну сторону – это не такая уж большая редкость, особенно, если мониторить акционные предложения заранее. Однако купить дешевые билеты и дешево добраться до пункта назначения – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Как признаются сами перевозчики, их основной заработок – это не сами билеты, а сопутствующие услуги, которые они продают пассажирам. Так, например, глава одного из крупнейших недорогих авиаперевозичков Wizz Air Йожеф Варади,
Это перевозка багажа, продажа еды, приоритетная посадка, выбор места на борту и другие услуги, в том числе третьих лиц, как, например, страховка или аренда автомобилей.
По данным Wizz Air за 2021 финансовый год, который завершился 31 марта 2021 года, в среднем каждый пассажир лоукостера тратил 72,5 евро. Из них на билет приходились 32 евро, на дополнительные услуги 40,5 евро. Годом ранее это соотношение было 37,7 евро к 31,3 евро в пользу цены билета.
То есть, в среднем перелет в две стороны для пассажира лоукостера обходился в 145 евро,или 170 долларов. Согласитесь, что это не так уж и дешево для бюджетных перевозок. На чем же они зарабатывают и где может переплатить турист.
Если вы купили билет на лоукост, то обязательно ознакомьтесь с правилами перелета. Дело в том, что некоторые особенности таких рейсов могут ударить по карману путешественника.
Обязательно узнавайте, как нужно регистрироваться на рейс. Большинство лоукост-компаний разрешает бесплатно регистрироваться онлайн, а при регистрации в аэропорту на стойке берет с пассажира оплату этой услуги. И отказаться от нее у вас вряд ли получится. Дело в том, что онлайн-регистрация обычно закрывается за 3-5 часов до вылета, а живая регистрация открывается только после этого. И новость о том, что эта услуга платная,застает пассажира именно во время регистрации на стойке. Чаще всего такая забывчивость обойдется вам в 15-20 евро, но на рынке стоимость такой услуги колеблется в диапазоне 10-55 евро на человека.
Некоторые лоукост-компании требуют от пассажира не только зарегистрироваться онлайн, но и распечатать подтверждение. Объясняют это тем, что не со всех экранов телефона или планшета можно считать сканером штрих-код.
Также лоукост-компании постоянно меняют списки аэропортов, где возможна онлайн-регистрация, а где это нужно делать на стойке. Поэтому регулярно мониторьте и проверяйте эту информацию на сайте перевозчика.
Также, если вы летите большой компанией или семьей, то приготовьтесь к тому, что вы не сможете сесть рядом. При онлайн-регистрации система не даст вам возможность выбрать места рядом, а раскидает по салону самолета. Делается это для того, чтобы вы пользовались платной услугой выбораместа. Стоит это около 10-12 евро.
Хотите сидеть у окна,иметь возможность вытянуть ноги в аварийный проход -тоже придется доплатить. Стоит это от 5 до 45 евро, в зависимости от типа выбранного вами кресла. Впрочем, даже на рейсах регулярных авиалиний, которые не считают себя дискаунтерами, есть доплата за билеты в аварийном ряду.
Как известно, дешевые авиабилеты не включают в себя стоимость провоза багажа. На борт разрешают брать маленький чемоданчик, сумку или рюкзак размером 40х30х20 см и весом до 7-8 кг. Если вы летите на выходные, то это не проблема. Но если путешествие затягивается или в поездке есть ребенок, то за багаж приходится доплачивать.
Эксперты советуют докупать "приоритетную посадку", в которую обычно входит багаж 55*40*23 см и весом до 10 кг. Это может обойтись в сумму от 5 до 15 евро. Для семьи или компании имеет смысл покупать один билет с багажом. За большой чемодан придется доплатить от 15 до 60 евро. И если разделить эту сумму на 2-3 пассажиров, то выйдет не так уж дорого.
Есть и еще одна хитрость - если вы покупаете детский билет, то получаете скидку на ребенка. Соответственно, можно немного сэкономить, если купить ребенку большой багаж со скидкой, а себе взять билет с меньшим багажом.
Когда каждому из пассажиров нужен чемодан, тогда смотрите на билеты регулярных перевозчиков. Они могут оказаться дешевле из-за того, что багаж уже включен в цену.
Иногда билет на самолет может обойтись вам дешевле трансфера от аэропорта в город. А с учетом, что многие лоукост-компании летают в аэропорты, которые находятся далеко от города, то и плата за билет в город будет, соответственно, высокой.
Накануне начала пандемии британская газета Daily Mail проанализировала цены, и оказалось, что самый дорогой трансфер в Европе между городом и аэропортом обеспечивает Heathrow Express. Добраться на электропоезде из аэропорта "Хитроу" в Лондон стоит почти $41 при покупке билета у кондуктора и $33 - если бронировать через интернет. Всего же в пятерку самых дорогих трансферов вошли маршруты в четыре аэропорта Лондона и только один - за пределами Британии.
На втором месте по дороговизне - трансфер между Лондоном и аэропортом "Станстед". Добраться сюда на Stansted Express взрослому пассажиру обойдется в $36,7.
Третью строчку рейтинга занимает экспресс между Стокгольмом и крупнейшим аэропортом Швеции "Арланда". Билеты продаются по $34,65 в одну сторону.
Добраться из Лондона в аэропорт "Гатвик" можно за $27,8, а в аэропорт "Лутон" - за $24,35.
Если вы покупает билет в город, куда нет прямых рейсов, то регулярный перевозчик вам продаст единый составной билет с пересадкой. Даже если ваш самолет опоздает и второй улетит без вас, то вас посадят на следующий рейс. Это уже проблема авиакомпании.
У лоукостов с этим сложнее. Большинство бюджетных перевозчиков не предлагают стыковок. То есть, если ваш первый рейс опоздает, а второй улетит без вас, то компания-перевозчик не несет за это никакой ответственности. Поэтому многие путешественники закладывают на пересадку целые сутки, используя длительную остановку для экскурсии по городу. Но это дополнительные затраты. В этом случае придется раскошелиться еще на гостиницу и два трансфера – из аэропорта в город и назад.
Еще один важный момент – при полете лоукостом вы не можете регистрироваться в домашнем аэропорту сразу на два рейса. Вам придется выходить в промежуточном порту, если есть багаж, то получать его, а потом снова регистрироваться на следующий рейс.
Из-за этого в некоторых случаях есть смысл лететь обычным перевозчиком. Да, билет будет немного дороже, но вы сможете переложить риски на чужие плечи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ