22 декабря
Загрузить еще

77 грн за 100 км: особенности украинских платных дорог

77 грн за 100 км: особенности украинских платных дорог
Фото: Photo by form PxHere

Тема платных дорог в Украине муссируется не первый год: закон, разрешающий передавать дороги общего пользования инвесторам для строительства и эксплуатации, был принят Верховной Радой еще в 2018-м. 

Правда, заявление Владимира Зеленского годичной давности о том, что украинцы пока к платным дорогам не готовы ни морально, ни материально, всех на время успокоило. Как оказалось, успокоились мы рано. 

Телевизионный сюжет о том, что в правительстве не отказались от этой идеи и уже даже разработаны соответствующие дорожные указатели (у нас, как всегда, начинают с самого главного!), не на шутку взбудоражил украинских автомобилистов. А предполагаемая цена - 77 грн за 100 км пока несуществующих дорог - накалила эмоции до предела. 

Авторы идеи по привычке ссылаются на европейский опыт - мол, в Польше 100 км по платной дороге обойдется в 3 доллара, а во Франции - вообще в 10! 

Честно говоря, все эти сравнения с Европой и наши ответы "европейским интеграторам" уже похожи на какую-то игру, кто кого возьмет измором. 

В сотый раз повторяем: не надо нам "делать Европу" в расходах - ценах, тарифах и стоимости платных дорог. Начините с доходов, а расходы потом подтянутся сами!

Но дело не только в сюжете. Еще в марте в Мининфраструктуры сообщили, что переходят к новому этапу и готовы начать переговоры с международными финансовыми организациями. А согласно графику ключевых этапов программы "ДПП" (державно-приватного партнерства у дорожній галузі) сейчас полным ходом идет разработка документации, и уже осенью начнут приглашать инвесторов для участия в конкурсах. Так что все идет по плану. 

И вишенка на торте: несмотря на то что нам все время говорили о строительстве новых дорог, на самом деле речь идет о реконструкции шести уже существующих: Харьков – Днепр - Запорожье, Борисполь - Полтава, Херсон - Николаев, Киев – Житомир - Ровно, Ягодин – Ковель - Луцк, Днепр - Кривой Рог - Николаев.

То есть инвесторам передадут дороги, построенные в свое время на бюджетные - иначе говоря, наши с вами - деньги. Потом они устроят нам на этих дорогах небольшой ад на несколько лет, и при этом нас же заставят заплатить за эти уже "наши" дороги еще раз, причем по европейскому ценнику. 

О том, что у нас снова пошло не так, "КП в Украине" побеседовала с транспортным экспертом Василием Шевченко. 

- Василий, если изначально нам говорили о новых дорогах, то теперь выясняется, что будут ремонтировать старые. А после сообщения о том, что дорожные знаки уже сделали, но инвесторов не нашли, начинают терзать смутные сомнения насчет того, что состоятся даже ремонты…

- Дело в том, что концессия (договор, заключаемый государством с частной компанией на эксплуатацию госсобственности. - Авт.) имеет разные виды. Украина, по всей видимости, выбрала самый "интересный" для инвесторов: взять готовые дороги, сделать их платными, сразу же начать на них зарабатывать, а уже потом их, возможно, начать ремонтировать. А возможно, и нет. Вот такие особенности украинского подхода. Не исключено, что никаких инвесторов не будет вообще. 

- Почему взяли именно эти шесть дорог?

- Возможно, потому, что там самый большой трафик. Прикинули, что на них можно будет быстрее всего заработать. А слоган о том, что эти дороги соединяют восток и запад, думаю, был придуман в процессе - изначально такой задачи не было. 

- Нам в очередной раз говорят о "европейском опыте". Это у каких стран есть такой опыт?

- В Европе я таких примеров не знаю. В Германии платных дорог нет, если не считать платные въезды в центральные части отдельных городов. Во Франции и Италии - есть, но их сначала строили как объездные, а уже потом новые скоростные магистрали сделали платными. 

Кстати, это тоже важный момент: в Европе платными являются не просто дороги, а именно магистрали. У нас магистралей нет вообще: наши дороги не рассчитаны на нынешнюю нагрузку, у них нет фундамента, они построены по нормативам прошлого столетия, когда нагрузки на дороги были совсем другими. 

"Взять то, что есть, и сделать его платным" - это не европейский подход, а вариант для самых бедных стран, где люди стремятся заработать на ровном месте, ничего не вкладывая. 

- Вас не удивила цена, которую попытались сделать европейской? Или тот момент, что и цена, и дорожные указатели появляются раньше самих дорог?

- Никаких экономических обоснований для этой цены нет. Она с таким же успехом могла быть 55, 66, 88 или 99 грн. Возможно, 77 грн выглядит наиболее красиво. Но в целом здесь все гармонично: цена была взята "с потолка", и оттуда же был взят весь подход к этому вопросу в целом. 

- Честно говоря, даже с точки зрения обывателя нынешний подход власти к платным дорогам выглядит неадекватно. Возможно, хотели как лучше, но просто не знали, с чего начать?

- Да здесь не надо изобретать велосипед: все очевидно и об этом говорилось не один год. Если уж так сильно хотелось еще собрать денег, то в таком формате - взять существующие трассы и заставить за них платить автомобилистов - дороги вполне могут эксплуатироваться государством. Никакой "инвестор"-посредник для этого не нужен. 

А инвесторам надо дать другие направления, и здесь тоже по большому счету не надо ничего придумывать. Есть европейские транспортные коридоры, по которым движутся грузы, они упираются в нашу границу, и нам нужно построить их продолжение - например, дорогу Львов - Краковец. По этому принципу, кстати, строили платные дорогие в Восточной Европе. 

О дороге Львов - Краковец говорили много, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Инвесторов не нашлось, желающих ремонтировать наши дороги тоже не оказалось, и в итоге возникли вот такие "проекты", которые в итоге оказываются даже хуже, чем "ничего". 

Судя по тому, с каким "старанием" сделана карта предполагаемых платных дорог, высока вероятность, что и сам проект будет таким же. Фото: roadppp.in.ua

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дешевле, чем в СВ: есть ли будущее у внутренних перелетов в Украине