В Украине снова заговорили о платных дорогах. Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян в одном из телеинтервью озвучил интересные цифры. Он заявил: стоимость проезда по платным автобанам в Украине может составить 20 - 70 евроцентов (7 - 24грн.). И добавил: в Европе эта сумма варьирует между 50 - 70 евроцентами. Чем продемонстрировал свою полную некомпетентность в данном вопросе.
В Европе есть два способа оплаты дорог.
Первый. При въезде в страну вы покупаете специальную наклейку, виньетку, которая действует определенный период времени, чаще всего минимум неделю, клеите на лобовое стекло и спокойно выезжаете на скоростные магистрали. Стоимость ее около 1-1,5 евро за сутки.
Второй. Оплата за проезд тоннелей, мостов или платных участков дорог. В этом случае вы оплачиваете фиксированную сумму на въезде или на выезде. Или же получаете специальный билет, который фиксирует ваше место въезда на платный участок, и уже при съезде с него оплачиваете сумму в зависимости от пройденного расстояния.
Нелишним будет напомнить: заранее до въезда на платные дороги есть указатели бесплатной магистрали. Например, в Испании, вдоль побережья Средиземного моря от Валенсии до Барселоны, платный участок дороги стоит около 40 евро. Параллельно идет бесплатная дорога, которая проходит через населенные пункты, где нужно соблюдать более медленный скоростной режим. В целом экономия времени на платной дороге будет не слишком значительной – 3,5 часа против 4,5 часа.
Что касается цен, в большинстве европейских стран с такой системой оплаты 100 км пути в среднем составляет 10 евро. Это личные наблюдения автора в Италии и Испании. По данным сайтов платных дорог Европы, похожие цены за проезд и во Франции. Например, доехать из испанского Бильбао до французской границы стоит около 11 евро за 106 км пути. Часто платным делают лишь тоннель. Стоимость 5-6 евро за несколько километров пути, но это экономит 30-40 минут объезда через горную дорогу.
В общем ни о каких 50 - 70 евроцентах за километр речь не идет.
- Существуют два типа платных дорог – государственные и концессионные, - поясняет транспортный эксперт Александр Кава. – Первые – это чаще всего длинные магистрали, от сотни километров. Государство в этом случае ищет дополнительный источник наполнения дорожного фонда при помощи оплаты проезда. Это могут быть виньетки, может быть система, как в Беларуси, когда проезд оплачивают только иностранцы. Может быть оплата платных участков всеми проезжающими.
Вторые, концессионные, дороги строятся за счет инвестора, обычно они длиной не более 40-50 километров, но имеют ряд преимуществ. Они могут быть короче бесплатных или иметь более высокий скоростной режим. Например, платные тоннели экономят водителям время и топливо, которое они бы потратили на объезд.
В Украине речь идет о строительстве концессионных дорог. Но ни один конкретный проект пока не утвержден.
- По платным дорогам мы сможем говорить утвердительно только после того, как будет проведен тендер и будем понимать, какая компания выиграла, на каких условиях, - заявил Омелян. - В этом году мы анонсируем строительство отрезка между Львовом и Краковцем. Если тендер пройдет успешно, строительство начнется строительства уже в 2019 году. Также мы начали подготовку технико-экономической документации для дороги Киев - Белая Церковь.
Но эксперты говорят, что пока не все так гладко, как рассказывает министр. Дело в том, что пограничный пункт пропуска "Краковец" имеет малую пропускную способность.
- Инвестор понимает, что дорога должна быть выгодной как водителю, так и концессионеру: она должна сэкономить время и топливо, а плата за проезд должна отбивать затраты инвестора, - говорит Александр Кава. – Какой смысл сейчас водителю ехать от Львова до Краковца по платной дороге, экономя 20 минут, но потом все равно стоять 4 часа на границе? Поэтому сейчас идут переговоры с пограничниками и таможенниками о том, чтобы организовать на этом КПП ускоренную процедуру оформления груза и прохождения границы. Тогда, возможно, этот участок будет интересен инвестору.
Среди перспективных эксперт называет участок Киев - Белая Церковь и дорогу от Львова до Мукачево.
- Новый участок от Киева до Белой Церкви интересен тем, что он будет короче существующего, иметь скоростной режим в 130 км/ч и в Киеве начнется от восьмиполосного Столичного шоссе, где нет пробок, - поясняет Александр Кава. – Водители будут экономить время и при проезде города. Что касается участка Львов - Мукачево, то он должен стать альтернативой нынешней длинной трассе через горы. По замыслу, платный участок позволит доехать от Львова до границы с Венгрией и Словакией за 1,5-2 часа. Однако обсуждать стоимость проезда по будущим концессионным дорогам сейчас нет смысла. Потому что неизвестны объемы инвестиций, а также компенсаторы инвесторам от государства.