"Наглеют день ото дня! Начали происходить чудеса - со счета телефона стали списывать средства за несуществующие услуги. С трудом удалось определить, что они подключили мобильный интернет, хотя у меня обычный кнопочный телефон. Заодно взимали плату за СМС на короткие номера, которые я никогда не отправляла. Мне за 70 лет, разбираться в этих вопросах трудновато. Подключила внука, за неделю вопрос решили. Но я с тревогой жду, что придумают еще что-нибудь, чтобы снимать деньги. Хотя бы пенсионеров не трогали".
Такие сообщения часто приходят в СМИ.
И страдают не только пожилые. Попробуй отыщи человека, который хоть раз не погорел на платных СМС-рассылках с гороскопами, погодой, какой-нибудь службой знакомств. Сплошь да рядом случаи с подключением ненужных, но не бесплатных сервисов.
С ответом на вопрос, сколько можно потерять на той или иной услуге, эксперты затрудняются: мол, как повезет. Это могут быть и десятки, и сотни гривен в месяц.
- Для этого достаточно владеть сим-картой, - говорит он. - И не важно, где она используется: в умном чайнике, в сигнализации, в машине или где-то еще. Существует программное обеспечение, которое может подключить ту или иную подписку на сим-карту без участия и согласия человека. Это проделки нечистоплотных компаний. Операторы в 99% случаев идут навстречу абоненту, так как он для них важнее, чем непорядочные партнеры, которые таким образом зарабатывают деньги.
ВАЖНО!
Руководитель аналитического агентства Content Review Сергей Половников считает, что подавляющее число случаев мобильного мошенничества происходит по вине самих людей.
- Люди попросту стыдятся в этом признаться, стараясь не признавать собственных ошибок. Легче обвинить оператора. И всего 1% происходит либо из-за технического сбоя, либо из-за злоумышленников в штате самого оператора, с которыми активно борются. Здесь достаточно простого обращения, чтобы и деньги вернулись, и подписка отключилась. Операторы практически не зарабатывают на навязанных услугах, - убежден Половников. - Это меньше одного процента выручки.
Эксперт советует соблюдать следующие правила технологической гигиены:
НАГЛЯДНО
Способ | Как действовать |
1. Скачать фильм/музыку/программу в интернете или зарегистрироваться на сайте. Для этого просят ввести номер телефона, а затем полученный на него код. Это может активировать нежелательную платную подписку. | Перед отправкой номера телефона и кода старательно прочитайте условия. Как правило, они написаны очень мелким шрифтом в незаметном месте. Иначе ставить галочку "Согласен с условиями договора/соглашения" не рекомендуется. |
2. Ложные акции/выигрыши. Приходит сообщение с поздравлением о выигрыше машины, квартиры, микроволновки или о новой акции от оператора или провайдера. Предлагается отправить СМС на короткий номер и получить приз или подарок по акции. | Связаться с оператором или провайдером через кол-центр и уточнить информацию об акции. |
3. Фотосообщение (mms) от Маши/Вани/Светы с неизвестного номера, подписанное "Получена открытка или подарок для абонента...". Указывается ваш номер. И прикреплена ссылка для скачивания. Нажатие ссылки активирует загрузку вирусного приложения на телефон, которое будет без ведома владельца отправлять платные СМС, за которые будут списываться деньги с вашего баланса. | Не открывать такие сообщения, сразу удалять и ни в коем случае не проходить по ссылкам. |
4. Звонит неизвестный, представляется сотрудником техподдержки оператора или провайдера. Рассказывает о проблемах с сетью. Диктует номер и просит отправить на него цифры и знаки. | Для решений проблем с сетью оператору или провайдеру не нужно подключать абонентов, это делается без их участия. Поэтому нужно положить трубку. |
5. Незнакомый человек на улице просит дать ему позвонить. В это время он может набрать платный короткий номер. | Либо не давать телефон, либо предложить быть посредником - самостоятельно набрать необходимый номер и сообщить информацию. |
6. Приходит СМС с предложением навсегда отписаться от платных подписок или спама. Для этого нужно якобы один раз отправить на короткий номер СМС. Но будет с точностью до наоборот - вы активируете подписку. | Связаться с оператором через кол-центр и попросить поставить бесплатный запрет на платные подписки или услуги. В большинстве мобильных операторов есть подобный сервис. |
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ