Загрузить еще

Беларусь может прекратить поставки бензина в Украину. Что известно на данный момент

Беларусь может прекратить поставки бензина в Украину. Что известно на данный момент
Фото: IADE-Michoko\Pixabay

Украина и Беларусь застыли в шаге от разрыва чуть ли не всех экономических отношений. Минск, похоже, начал шантажировать Киев энергетическим оружием. Так, Белорусская нефтяная компания все еще не подтверждает поставки бензина марки А-95 для украинских контрагентов на июнь. Киев в ответ может с завтрашнего дня запретить белорусским самолетам летать транзитом через территорию Украины. С учетом того, что около 30% бензина мы закупаем как раз у Беларуси, есть шанс, что нам может грозить дефицит топлива.

Ни да, ни нет

О блокировке поставок сообщил на своей странице в Фейсбук 28 мая директор "Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.

- Худшее решение, которое могли принять белорусы в текущей ситуации, - закрыть поставку бензина А-95 в Украину, где за их продуктом 50% рынка. С другой стороны, еще один сигнал нам, третий за эту весну. Я так понимаю, консультации еще идут. Но задача стоит нестандартная - найти 50 тыс. тонн "пятого". Без моря не обойтись, а я даже не помню, когда в последний раз эта марка приходила морем, - отметил эксперт.

По данным Liga.Net ЗАО "Белорусская нефтяная компания" пока не подтвердила поставки бензина марки А-95 для украинских контрагентов на июнь. Об этом 28 мая сообщает enkorr со ссылкой на владельцев долгосрочных контрактов по поставке бензина БНК.

- Сегодня нам сказали, что по А-95 поставок не будет совсем. Между тем по А-92 будет поставлен полный объем, - заявил источник издания.

В отделе продаж "БНК Украина" корреспонденту LIGA.net, который представился оптовым покупателем, сообщили, что продажи по долгосрочным договорам не остановлены. При этом остановлены спотовые продажи.

- По споту не продаем неделю, только по долгосрочным договорам, – заявили в БНК Украина.

Будет ли дефицит

По данным группы "А-95", в январе - марте 2021 года украинский рынок бензина вырос на 13% (61,6 тыс. тонн), до 521 тыс. тонн, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года (459,5 тыс. тонн). Импортные поставки из Белоруссии выросли на 50% - до 226,2 тыс. тонн. При этом доля украинского бензина в общем балансе рынка по итогам первых трех месяцев текущего года составила 49,5% против 52,3% в январе - марте 2020 года.

В Консалтинговой группе "А-95" считают, что в случае прекращения поставок бензина А-95 из Беларуси на рынке может образоваться дефицит. По данным группы, среднемесячные поставки белорусского А-95 в 2021 году равнялись 55 тыс. т, что составляет около 50% рынка этой марки.

- Нехватка 50% поставок не может пройти для рынка бесследно. Частично можно перекрыться за счет Литвы, но маловероятно, что завод сможет поставить больше 10-15 тыс. т. Можно импортировать по морю, но таких поставок давно никто не делал, неизвестна техническая возможность оперативно принять и выгрузить такой объем, – считает Куюн.

Ранее эксперт выражал сомнения в том, что Лукашенко решится "выстрелить себе в ногу" и заблокировать поставки в Украину.

- Я в это не верю. Украина формирует основную прибыль белорусской нефтепереработки, которая в свою очередь является одним из локомотивов белорусской экономики. Мозырский НПЗ, который стоит на границе с нами, по дизтопливу и битуму практически полностью работает на украинский рынок, Беларусь же обеспечивает преимущественно Новополоцкий НПЗ, расположенный на севере. Т.е. Беларусь кормит Украина (безусловно, после России). Именно поэтому я не верю, что Лукашенко будет даже намекать на проблемы с топливом, - писал Куюн.

Согласны с этим и другие профильные эксперты. Они говорят, что цены на топливо в Украине сопоставимы с европейскими, если, конечно, отбросить налоговую составляющую.

- Наши розничные цены давным-давно позволяют возить бензин ORLEN (польская нефтеперерабатывающая компания. - Ред), - пишет эксперт издания Oilpoint Эльдар  Салимов на своей странице в Facebook. - Да, настоящий и качественный. Ресурс заместить поставки из Беларуси есть. Он есть в море и есть на других границах.  Просто Беларусь была удобнее - перетащил через границу, назвал 95-м и можно продавать. А теперь о плохом: мы же понимаем, что "есть возможность" и "так и будет" - совершенно разные понятия?"

Украина ездит на белорусском топливе

Ранее "КП в Украине" узнавала у экспертов, чем Беларусь может ответить Украине. Выяснилось, что топливо - один из козырей. Фактически вся Украина - от тракторов до танков - ездит на белорусском дизеле.

- Топливо - это действительно большая проблема, потому что замену нам не найти - не будем же мы покупать его в России, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Так что в случае чего придется покупать в Литве или Германии.

По словам Максима Орыщака, дефицит дизельного топлива в июне может составлять от 150 до 200 тыс. тонн.

- Если говорить о поставках топлива в будущем, то риск ухудшения политических отношений может поднять цены, - говорит эксперт. - Но в любом случае топливо нужно будет кому-то продавать. Значит, задача экспортера - сделать ценник таким, чтобы он подходил покупателю.

По словам эксперта, на сегодня Украина потребляет более 7 млн тонн дизельного топлива в год, импортируя две трети своих потребностей из РФ и Беларуси. При этом Орыщак напоминает, что в мае-июне вне зависимости от нынешних событий ожидалось сокращение поставок из-за перерыва на техобслуживание на белорусском Мозырском НПЗ.

По данным ценового агентства Argus, объемы ввоза на Украину бензина из Белоруссии в 2020 году выросли на 23.1%, или на 160 тыс. тонн относительно 2019 года, - до 853.4 тыс. тонн. Всего на рынок Украины в прошлом году ввезено 1.09 млн тонн бензинов (плюс 50.6 тыс. тонн), при этом внутри страны производство увеличилось на 65 тыс. тонн - примерно до 1.04 млн тонн. Это значит, что доля белорусского бензина в общем объеме импорта составила 78%.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Ранее Украина запретила импорт электроэнергии из России и Беларуси до 1 октября, закрыла авиасообщение с Беларусью и свое небо для белорусских самолетов.

Все это - последствия инцидента с самолетом Ryanair, который возмутил мировое сообщество и послужил импульсом для новых санкций и ограничений в отношении режима Лукашенко.

23 мая в Минске принудительно посадили самолет компании Ryanair и задержали летевшего на борту экс-главреда "Телеграм"-канала NEXTA Романа Протасевича, который освещал выборы президента страны в 2020 году и массовые протесты, а также его девушку-россиянку, обвиняемую в ряде преступлений. КГБ Беларуси занес журналиста в список лиц, причастных к террористической деятельности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Запрет на импорт электроэнергии из Беларуси и РФ: кто поможет в случае аварии

Без топлива и электричества: чем для Украины чревато обострение отношений с Беларусью