Украинские чиновники один за другим выложили декларации, и украинцы получили отличную возможность гордиться представителями власти: нищебродов среди них немного. Все наши "граждане на постах" - люди далеко не бедные.
При этом нельзя не заметить, что большие и маленькие чиновники в декларациях указывают огромные суммы кэша. Все мы знаем расхожие фразы "у меня все деньги в работе", "деньги должны работать", но кучи чиновничьих денег отдыхают по домам самым наглым образом!
Например, среди денежных активов премьера Дениса Шмыгаля указано 155 тысяч долларов наличными, а у его жены - 80 тысяч долларов.
Генпрокурор Ирина Венедиктова держит кэшем 620 тысяч гривен и 20 тысяч долларов, ее муж - 800 тыс. грн и 20 тыс. долларов.
Глава Минобороны Украины Андрей Таран указал 49 тысяч долларов и 11 тысяч евро наличных средств.
Но всех переплюнул экс-президент Петр Порошенко, который, если верить его декларации, хранит наличными более 50 млн долларов и более 400 млн гривен. Учитывая, что миллион долларов стодолларовыми купюрами весит порядка 10 килограммов, выходит, что у Порошенко на руках не менее 500 кило долларов.
Почему же эти деньги не в бизнесе или, на худой конец, не в банках? Да и вообще – насколько реальны эти суммы? Не преувеличивают ли декларанты объемы своих наличных и с какой целью они могут это делать?
Ответы на эти вопросы "КП" в Украине" выясняла вместе с экспертами.
|
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что в Украине госчиновники сделали для себя лазейку.
- В мировой практике тоже в декларациях госчиновников есть раздел "наличные деньги", но, как правило, там небольшие суммы, - отметил эксперт в комментарии "КП" в Украине". - Наши же госчиновники, наоборот, записывают в этом разделе огромные деньги. По правилам составления декларации для госчиновников, они не обязаны показывать эти наличные деньги, так что часто их просто нет. Зато присутствие этого мифического нала позволяет им в будущем объяснять происхождение средств, полученных, например, через взятки.
Понятно, что перед каждым очень богатым человеком стоят определенные проблемы: как хранить личные средства, как их структурировать и грамотно инвестировать, чтобы их не украли и не конфисковали, как минимизировать налоги и как сделать так, чтобы объемы росли, - говорит старший аналитик компании Hamilton Алекс Шустер. - Для решения этих задач открывают различные брокерские счета, счета в иностранных банках, используют банковские ячейки, выводят деньги из страны, открыв бизнес, или, скажем, купив недвижимость за границей.
- Исходя из вышесказанного, можно сказать, что наличные дома – это частичная правда, но миллионы наличных дома – скорее все же неправда, - считает Шустер. - Всегда нужна диверсификация, распределение рисков, потому в основном наличные в большом объеме будут аккумулировать, скорее, в банковских ячейках. Что касается наличных в декларациях, то это реалии ситуации, ведь за их передвижения не нужно отчитываться. Если деньги находятся в электронной системе, их все видят и могут посчитать, за них могут спросить (на что были потрачены и когда), а наличные в любое время под рукой, и никто ничего не спрашивает. А если и спросят, так наличные всегда могут быть утеряны или украдены, так что отчитываться все равно не придется.
Аналитик Алексей Кущ говорит, что политиков, которые указывают в декларациях большие суммы наличных, можно условно разделить на три типа.
1. Потенциальные миллионеры
Представителей этого типа, которые указывают наличные в среднем объеме до миллиона долларов, эксперт назвал участниками реалити-шоу "Стань миллионером за пять лет". В такое реалити-шоу попали все наши нардепы. Даже если вся работа такого депутата заключается в том, чтобы сидеть "манекеном" между спинкой кресла и кнопкой, у него все равно выходит заработать на голосованиях, депутатских запросах и т.д. не менее 20 тыс. долларов в месяц, что и выливается по итогам пяти лет в сумму более миллиона долларов. Для таких декларантов указанные суммы – это доходы будущих периодов. На руках у них этих денег сейчас нет, но через пять лет, когда они будут покупать дома и машины, им не придется объяснять, где они "наколядовали" миллион долларов. Скажут: так этот миллион у меня всегда был!
2. Теневой бизнес
Вторая группа – это представители теневого бизнеса. И здесь действительно может быть много кэша дома, в сейфах и даже спецхранилищах. Среди обывателей бытует мнение, что эти люди не хранят деньги в банках, поскольку не доверяют банковской системе, но, говорит Алексей Кущ, это не так. Во-первых, в Украине есть надежные банки с иностранным капиталом, во-вторых, люди с такими деньгами всегда владеют инсайдерской информацией и могут быть уверены, что их деньги внезапно не "исчезнут". Проблема в другом. Дело в том, что декларации – это механизм легализации источников для покупок, но это не работает для легализации денег в банках: теневые деньги легализовать трудно и дорого. Кроме того, в теневом бизнесе и затраты все теневые: надо платить помощникам, экспертам, политтехнологам, пиарщикам и т.д. – а это все немалые объемы нала.
3. "Стоящие на лыжах"
Третья группа политиков, можно сказать, "стоят на лыжах", поскольку постоянно находятся в конфронтации с властью. Им нужно быть все время начеку, чтобы, например, деньги на счетах не были арестованы. Кроме того, говорит Кущ, нужны большие деньги на руках для внесения залогов за себя, друзей, кумовьев. А залоги сейчас большие и могут достигать десятков миллионов гривен, так что без налички тут никак.
Изучая декларации, можно отметить, что, несмотря на раскрученность биткоина, чиновники не торопятся хранить средства в криптовалюте. Но ведь покупка биткоинов – это фактически такая же деятельность без отчетности, как и хранение наличных. Никто не будет следить за выводом средств за границу через криптокошельки, а значит, когда и сколько было куплено криптовалюты, никто никогда не узнает. Так, может, они все же есть у чиновников, просто зачастую не указаны в декларациях?
Александр Охрименко считает, что, возможно, так оно и есть, ведь наличие биткоинов у госчиновника проверить трудно. Все "игры с криптовалютой" эксперт считает аферой, которая поощряется украинской властью, и уверен: НАБУ было бы неплохо обратить внимание на тех, кто декларирует криптовлюту, но антикоррупционерам до этого нет никакого дела.
В то же время Алексей Кущ считает, что биткоины, указанные в декларациях, это довольно интересная информация. И на ее основании можно сделать вывод о том, сколько денег декларанту не жалко потерять.
Но в целом, говорит эксперт, чиновники с криптовалютой, как правило, не играют.
- Во-первых, в систему, где 90% биткоинов находятся в руках крайне малого числа мажоритарных владельцев, входить небезопасно, - поясняет Алексей Кущ. – Во-вторых, биткоин не может быть мерилом реальной стоимости из-за резких скачков, в криптовалюте невозможно зафиксировать цену на какой-то актив. Фактически это специфический спекулятивный транзакционный финансовый инструмент. Плюс с помощью широкой волатильности владельцы создают "ловушку для лохов", зарабатывая на тех, кто рассчитывает "купить и разбогатеть".
По словам эксперта, политики и чиновники активно используют биткоины для перевода денег в течение одного финансового дня. Они входят в биткоины, переводят деньги и в тот же день выходят из биткоинов, не оставаясь в криптовалюте даже на один день.
То есть, резюмировал Кущ, биткоинами политики и чиновники пользуются, но в большинстве своем на них не зарабатывают.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ