Экономические войны, которые затеяла украинская власть против бизнес-империи Виктора Медведчука, из плоскости политических взаимоотношений могут выплеснуться и на розничный рынок. Один из крупнейших трейдеров заявил о прекращении поставок дизельного топлива и сжиженного газа из России в Украину. Похоже, что таким способом в разгар посевной бизнес, который связывают с Виктором Медведчуком, попробует дестабилизировать ситуацию на рынке.
Противостояние Владимира Зеленского и Виктора Медведчука продолжается. После того как украинская власть провела ряд показательных обысков в офисах компании Glusco, швейцарская компания, которая владеет этой сетью, объявила о прекращении поставок топлива в Украину.
Формально сеть Glusco и ее материнская компания Proton Energy Group S.A. никак не связаны с Виктором Медведчуком. Однако на рынке ходят упорные слухи, что, несмотря на их швейцарскую юрисдикцию, эти юрлица входят в орбиту пророссийского политика.
И действия компании, в принципе, подтверждают эти подозрения. На этой неделе стало известно, что Proton Energy Group S.A. с 1 апреля прекращает поставки нефтепродуктов в Украину. Об этом сообщает профильное издание
"В начале марта 2021 года компания получила информацию от одного из членов Нефтегазовой ассоциации Украины о том, что Служба безопасности Украины настоятельно рекомендует участникам украинского топливного рынка не сотрудничать с Proton Energy Group SA и воздерживаться от покупки нефтепродуктов у компании. Кроме того, на прошлой неделе мы стали свидетелями событий в отношении сети АЗС Glusco, принадлежащей Glusco Energy SA и члена Нефтегазовой ассоциации Украины. Ранее, в феврале 2021 года, технологический объем дизельного топлива в трубопроводе, который принадлежит компании, был незаконно арестован украинскими властями….
В результате вышеуказанных… действий украинских властей у Вас могут быть задержки и/или отказ в таможенном оформлении нефтепродуктов, поставляемых компанией к украинской границе. Компания несет финансовые потери из-за ареста своего дизельного топлива и хотела бы избежать такой ситуации для Вашего бизнеса…".
Казалось бы, зачем волноваться простым водителям? Ведь на рынке работает не один трейдер, а десятки, и поставки могут быть диверсифицированы. Однако эксперты говорят, что не все так просто.
- В 2020 году Proton Energy обеспечила около 22% рынка дизтоплива и сжиженного газа, - говорит директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. - Накануне апреля с его пиковым весенним потреблением – новость об остановке поставок, мягко говоря, не очень хорошая. Оперативно заместить такой объем можно, но очень сложно, ведь активизация потребления происходит не только в Украине.
По его словам, по дизелю основной выход – поставки по морю, их надо нарастить вдвое - до 200 тыс. тонн. В прошлом году в среднем было 65 тыс. тонн, рекорд зафиксирован осенью 2019 года – 153 тыс. тонн. И если в апреле включатся переходные объемы (неплохие запасы были в портах Одессы и Южного), то в май рынок войдет абсолютно "сухим".
- Проблема не в портах, их мощность по приемке с моря избыточна, а в железной дороге, которая лежит на лопатках и в том же 2019 году не смогла подставить плечо для выгрузки хоть каких-то объемов, - поясняет Куюн. - С тех пор ситуация особо не улучшилась. Есть надежда, что к маю трейдеры нащупают дополнительные объемы поставок, в частности из Польши, Литвы, Беларуси. Ну и ждем реакции украинских нефтепереработчиков, в частности "Укртатнафты".
Весьма сложно сложить баланс и по сжиженному газу. Быстро заместить точно не удастся.
- На рынке дефицит, последствия которого уже почувствовали в цене все, кто "на газу", - продолжает Куюн. - Недостающий объем может быть привезен по морю и через сухопутные границы. Не сразу, но может.
|
Понятно, что любой сбой поставок или дефицит топлива тут же отражается на ценниках украинских АЗС.
- Рынок сильно лихорадило, и ажиотажный рост цен был при куда меньших проблемах, - говорит Сергей Куюн. - По газу повышение может составить до гривны на литре. И это только за счет более затратной логистики альтернативных поставок. Независимо от этой ситуации мы ожидаем повышения закупочных цен из-за продолжающейся нехватки на внешнем рынке. Так что гривной на литре дело, очевидно, не ограничится. Но без топлива эта категория потребителей не останется – всегда есть бензин.
По его словам, сложнее спрогнозировать ситуацию по дизтопливу. Здесь логистическая составляющая большого значения не сыграет, все будет зависеть от достаточности предложения.
- Если будет нехватка хотя бы 1% в балансе, это способно неконтролируемо взвинтить цены, - говорит Куюн. - Начинает работать цепная реакция: на какой-то АЗС пропадает топливо, потребители в панике набрасываются на другие станции, заправляя полные баки, и так далее. В конечном итоге АЗС, скорее всего, будут ограничивать свободную продажу, так как повышать цены для охлаждения спроса может оказаться чревато.
Сейчас вопрос поставок топлива лежит в политической плоскости и во многом зависит от решения Кремля – хотят там устроить в Украине топливный кризис или нет.
- Все будет зависеть от того, какое будет принято решение - остановить поставку в Украину или найти нового оператора, - резюмирует эксперт. - Отметим, что "Роснефть", которая везет в Украину "Протон", не единственный поставщик: везут "Лукойл", "Татнефть", "Газпромнефть", ТАИФ и другие, и их украинские контрагенты тревожных сигналов пока не получают. Проблема в том, что если в Москве решат не поставлять "Роснефть", то велика вероятность остановки и других экспортеров. И вот тогда масштабного кризиса не избежать. С другой стороны, в апреле-мае будет больно, но к лету все войдет в свою колею, и ждать новостей из России больше не будет потребности. По нашим данным, консультации по поводу поставок в Украину уже начаты, решение должно быть принято на неделе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ