Переговоры о новом кредите вышли на финишную прямую. В Сети уже несколько дней гуляют инсайды относительно сотрудничества с МВФ: сначала появился текст письма о намерениях, а потом и сам
И позитива в этой информации мало.
Ранее "КП" в Украине" уже писала о главных условиях, без которых МВФ не планировал даже рассматривать вопрос – открытие рынка земли и так называемый "антиколомойский закон".
Как только они были выполнены, тут же появились другие маяки.
Оказалось, что для получения кредита нашей стране надо будет:
При этом эксперты не устают разъяснять: мифические "требования МВФ" - это не что иное, как замаскированные под них непопулярные решения нашего родного правительства. Украинские власти уже давно наловчились принимать резонансные законы, повышать тарифы и поднимать пенсионный возраст, прикрываясь якобы требованиями ненасытного фонда. И это иногда приводит к парадоксальным ситуациям, как в случае с законом о рынке земли (подробнее см. "В тему").
Но вернемся к кредиту. Опрошенные "КП" в Украине" экономисты единодушны: по традиции Украине дадут лишь первый транш, а вот второй - вряд ли.
- Первый транш будет, но вся программа в рамках этой кредитной линии вряд ли будет выполнена, - отметил в комментарии "КП" в Украине" экономист Владислав Банков. - Ничего нового в этом нет: это обычная практика во взаимодействии наших правительств с МВФ.
С тем, что, скорее всего, совет директоров МВФ одобрит меморандум с Украиной, соглашается и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
- Правда, из обещанных 5 млрд долларов, вероятнее всего, дадут только два, - говорит эксперт. - Есть у МВФ такое забавное правило: давать денег столько, чтобы страна погасила старые кредиты МВФ, а больше давать они не хотят.
Основным фактором в пользу выдачи кредита выступит тот факт, что эти деньги пойдут на выплату ранее взятых долговых обязательств, добавляет аналитик "Центра биржевых технологий" Максим Орыщак. По его словам, МВФ заинтересован в Украине как в надежном заемщике, но при этом сохраняет главенствующую роль в переговорах, раз за разом требуя выполнения определенных условий.
Что касается "требований МВФ", то, говорит Охрименко, окончательный вариант будет опубликован на сайте МВФ только после утверждения меморандума советом директоров. Как правило, рекомендации МВФ - это урезать госрасходы, поэтому будут уменьшены не только расходы на образование, но и расходы на субсидии. А еще - поднимут тарифы ЖКХ и традиционно начнут думать, как уменьшить количество пенсионеров.
По мнению Максима Орыщака, получая деньги МВФ, Украина подписывается под новым витком ужесточения налоговой политики.
- Для обеспечения бюджетной устойчивости понадобятся новые поступления от таможни и налогов, - говорит эксперт. - Кроме того, Украина взяла на себя обязательства продолжать реформу Супрун. Это значит, что отсрочить выплаты могут ровно до того момента, пока не начнутся поэтапные шаги в сторону вышеуказанных изменений.
Серьезный резонанс вызвал пункт об образовании. Эксперты говорят, что "оптимизация учебных заведений" на деле означает их закрытие, а внедрение принципа, взятого из медреформы, "деньги ходят за образованием" просто убьет региональные вузы, ведь, согласно этому принципу, финансирование будет зависеть от числа студентов.
Владислав Банков отмечает: поскольку основная функция всех меморандумов с МВФ - проталкивать самые неоднозначные и непопулярные решения правительства, ничего хорошего ожидать не приходится.
- Давайте зададимся вопросом: кому это выгодно? - предлагает эксперт. - Ответ очевиден: непосредственным распорядителям нашего бюджета, у которых остаются дополнительные ресурсы, сэкономленные в том числе на образовании и других социальных расходах. То есть меморандум - приятный бонус для нашей элиты за продажу будущих поколений в "долговое рабство".
Эксперт института Growford Алексей Кущ констатирует: это будет самый неадекватный меморандум из всех тех, что мы когда-либо подписывали. И это вполне объяснимо.
- Если представить, что украинская экономика больна, а МВФ является "доктором", то сегодня сложилась следующая ситуация: пациент приходит в который раз с одной и той же болезнью, доктор видит, что лечение не просто не помогает, а пациенту становится все хуже и хуже, но при этом нарушить протокол лечения не может, - привел образное сравнение Алексей Кущ. - Единственный выход - предложить то же самое лечение, но назвать процедуры по-другому. "Продолжить медреформу", "продолжить реформу образования", "продолжить тарифную политику" - во всех этих советах "хотя бы просто продолжайте" чувствуется определенное отчаяние представителей МВФ.
С другой стороны, продолжает Кущ, с каждым разом мы все больше теряем свою субъектность. Ситуация, когда в меморандуме прописываются требования внести изменения в устав "Нафтогаза", который является госкомпанией, - это уже за гранью.
- При этом чем больше мы теряем субъектность, тем меньше стоит ее остаток, - говорит эксперт. - Уже сейчас мы скатились с 15 млрд долларов в 2015-м до 5 млрд в 2020-м. И далее все пойдет по этому же сценарию: чем меньше суверенитета, тем дешевле он стоит и тем более жесткие требования выдвигаются. Я не удивлюсь, если через год нам предложат уже 1 миллиард долларов взамен на все оставшиеся активы.
В то же время, говорит Кущ, читая все, что сегодня публикуют СМИ, нужно понимать: финальной части меморандума пока нет, а в Сеть сливаются его черновики.
Меморандум - это документ, отражающий позицию Украины: это не "МВФ требует", как нас постоянно пытаются в этом убедить, а мы сами берем на себя те или иные обязательства. Подписанию меморандума предшествует продолжительная переписка между потенциальными заемщиком и кредитором, так что не исключено, что часть озвученных в прессе пунктов в окончательный документ не войдут.
По словам Алексея Куща, Украина вполне могла получить антикоронавирусный займ от МВФ еще в апреле в размере 50% от своей квоты в 3,4 млрд долларов, да еще и под льготную ставку. То есть достаточно было просто обратиться к МВФ и получить 1,7-2 млрд долларов без всяких предварительных условий, если не считать условием целевое использование средств. Этих денег хватило бы на все медицинские нужды - как на 300%-ную прибавку врачам, так и на то, чтобы обеспечить все население индивидуальными средствами защиты.
- Такую помощь попросили и получили все кому не лень, включая всевозможные далекие острова, где никакой эпидемии и близко не было. Думаю, что у многих представителей МВФ глаза на лоб полезли, когда они поняли, что Украина обращаться за этой помощью не собирается, - говорит Кущ. - А все объясняется просто: если бы мы получили 2 млрд долларов антикоронавирусной помощи, формат сотрудничества на оставшиеся 3 млрд долларов был бы уже не таким актуальным. Эти деньги уже должны бы полностью пойти в резервы, и, по большому счету, мы сейчас можем без них обойтись: с резервами у нас и так более-менее нормально. Так что в случае получения антикороновирусных миллиардов вопрос кредитования можно было отложить до осени. Но тогда у власти не было бы возможности разгонять панику, пугать апокалипсисом без денег МВФ и не было бы формального повода устраивать клоунаду с заседанием депутатов в масках, принимающих закон о рынке земли.
По словам эксперта, подобное произошло впервые. Обычно кредит МВФ для украинских чиновников превыше всего, но на этот раз практически гарантированный антикоронавирусный транш был принесен в жертву внутриполитическим интересам. И при этом ситуацию еще и умудрились вывернуть наизнанку, убедив всех вокруг, что закон о рынке земли был необходим именно для получения транша.
По мнению аналитика, статистика является инструментом манипулирования.