Две недели назад Украина праздновала "победу над коррупцией" и "приближение к Европе". Еще бы, 14 мая на украинский рынок вышел шведский гигант, известный своим нежеланием работать в непрозрачных условиях. Тогда никто и предположить не мог, что эта "победа" окажется столь краткосрочной.
Сразу после открытия у интернет-магазина IKEA забарахлил сайт: веб-ресурс работал настолько медленно, что приобрести товары было невозможно. А 25 мая стало известно, что IKEA временно ограничила возможность оформлять новые заказы в своем украинском интернет-магазине. Компания приняла решение ограничить услугу доставки товаров на дом и сделать ее доступной только по Киеву. В IKEA не называют примерных сроков возобновления работы в прежнем режиме, но обещают упорно работать.
"Мы с первого дня пробовали купить шкаф, постельное белье, кое-что по мелочи, и все зря, - рассказывает один из так и не состоявшихся покупателей. - Магазин по факту не работал и дня, каждый день - новая причина. То говорят, что сайт не работает. То сайт работает, но когда дело доходит до подтверждения покупки, кнопка не активна. Потом у них начались проблемы с доставкой, сказали - только самовывоз. Но как раз функция самовывоза не работает на сайте! Был очень удивлен, что такой гигант был настолько неподготовлен".
Таким образом, на сегодня можно констатировать, что IKEA не смогла работать в Украине ни в одном формате: форматы собственного магазина, аренды и онлайн-продаж фактически провалены.
Что касается "победы над коррупцией", которая якобы ознаменовалась приходом IKEA, то эксперты советуют смотреть на вещи реально.
- По мере того, как потребление на других рынках падало, Украина постепенно поднималась в списке приоритетов, пока не заняла верхнюю строчку, - пояснил в беседе с "КП" в Украине" глава Национального совета экономического развития Алексей Дорошенко. – Кроме того, я не раз интересовался у сотрудников посольств, в том числе и скандинавских, что толкает их компании на украинский рынок в условиях войны, непрозрачности и отсутствия механизмов защиты инвестиций. И получал один и тот же ответ: любой бизнес направлен на то, чтобы зарабатывать, а в таких условиях зарабатывать проще всего. Примером того, что риски никогда не останавливали инвесторов, может служить Аргентина, которая на днях в девятый раз объявила дефолт. Даже после нескольких отказов платить долги в Аргентину продолжали приходить инвесторы со всего мира, стоило лишь им предложить высокие ставки.
По словам Дорошенко, на украинском рынке шведы просто утонули в своих собственных проблемах. Они годами готовились к выходу на наш рынок и в итоге провалились по всем фронтам, продемонстрировав невозможность продавать продукцию по всей стране, проблемы с сайтом и высокие цены.
- Несколько лет подряд IKEA заявляла, что приходит в Украину, здесь работал офис, сотрудники которого получали немалые деньги, и в итоге гора родила мышь, - подытожил эксперт. - Так что здесь вопрос не только к украинскому офису, но и к штаб-квартире.
В самой IKEA свой провал объясняют высоким спросом на их товар, но у экспертов такое объяснение вызывает лишь улыбку. О каком "высоком спросе" может идти речь, учитывая низкую покупательную способность украинцев, а также тот факт, что цены на товары в украинском магазине оказались гораздо выше, чем в магазинах других стран?
Надо сказать, что новость о сравнительных ценах, пожалуй, стала даже более популярной, чем новость о выходе шведов на украинский рынок. Всем было интересно узнать, что, например, на польском сайте IKEA матрас "Ховог" стоит около 5,7 тыс. грн в эквиваленте, на российском - 3,6 тыс. грн, а в Украине - 6,5 тыс. грн. Аналогичная ситуация с диваном "Фрихетен": в Польше он стоит 9,5 тыс. грн, в России - 8 тыс. грн, а у нас - 11 тыс. грн.
Комментируя эти ценники, читатели не скрывают своего сарказма:
"Ну наконец-то мы узнали, что такое дешевые товары из IKEA!"
"Ждем скоро на всех экранах страны блокбастер "Закрытие IKEA"!"
"Мы не какие-то нищеброды, чтобы покупать дешево!"
В комментарии изданию
Однако эксперты называют совсем другую причину, которая заключается в том, что стоимость ведения бизнеса в Украине и наши "рыночные условия" вынуждают продавать товары на нашем рынке дороже, чем в ЕС.
Бизнес, в том числе европейский и скандинавский, все оценивает с точки зрения возврата денег, напоминает Алексей Дорошенко. Если риск невозврата большой, вводится "надбавка за риски".
- Высокие цены в украинском магазине IKEA по сравнению с другими странами – это как раз та самая надбавка за риски, своеобразная "премия" за выход на несформированный рынок, - говорит эксперт. – Это далеко не первый случай, когда одни и те же компании в Украине и в Европе работают совершенно по-разному, стараясь соответствовать "бизнес-правилам" конкретной страны.
Несмотря на снижение тарифов на газ, другие услуги могут подорожать