В череде осенне-зимних распродаж Black Friday занимает особое место. В США эта акция лидирует по показателям прибыли в сегменте интернет-торговли, а также по интенсивности трафика и спроса. Уже в начале ноября продавцы начинают готовиться к "черной пятнице" материально, а будущие покупатели - морально.
За несколько последних лет "черная пятница" превратилась в глобальный марафон скидок, который в Украине, как правило, начинается в четверг и длится до конца календарной недели, а то и месяца. Многие магазины в поиске клиентского внимания и выгоды проводят подготовку к распродаже уже с понедельника. Но, конечно, пик покупательского ажиотажа в большинстве стран приходится именно на пятницу, когда продажи вырастают по сравнению с обычным днем в десятки раз.
Насколько активно украинцы тратят деньги во время шопинг-безумия, какие товары пользуются наибольшим спросом и как наша покупательная способность выглядит на фоне других стран? Чтобы ответить на эти вопросы, аналитики компании Picodi провели опросы в 55 странах мира и проанализировали полученные данные о "черной пятнице".
Оказалось, что в Украине в среднем на одного участника распродаж приходится 3,5 купленных товара. Наибольшей популярностью в "черную пятницу" в нашей стране пользуется одежда. На втором месте - обувь, на третьем - бытовая техника. Также в топ-5 вошли электроника и косметика/парфюмерия.
Каждый год в мировой прессе появляются репортажи о толпах людей в магазинах электроники, однако результаты опроса показывают: практически во всем мире охотников за скидками в большей мере интересует одежда, нежели электроника. Общемировая тенденция такова, что самыми покупаемыми в "черную пятницу" товарами являются товары фэшн-индустрии, а наименьшим интересом в этот день пользуются книги, спортивные товары и нижнее белье.
Интересно, что жители некоторых украинских городов ждут "черную пятницу" с гораздо большим нетерпением, чем остальные. Picodi определил города, где процентное увеличение трафика интернет-пользователей в онлайн-магазинах было наивысшим. Оказалось, что самый большой интерес к главному дню распродаж проявляют жители Ужгорода. Сразу же за ними расположились жители Одессы и Мариуполя, а четвертое и пятое места в этом внутреннем рейтинге заняли интернет-пользователи из Кропивницкого и Николаева.
Исследование показало: то, что в "черную пятницу" можно неплохо сэкономить, не миф, а объективная реальность. В прошлые годы средняя скидка по Украине в день распродаж составляла 64-66%, что даже несколько больше скидочных ожиданий украинцев в этот день (62%).
В среднем один покупатель готов потратить в этот "черный день календаря" 3139 грн, что на момент проведения исследования составляло 121 доллар. Справедливости ради надо сказать, что в мире есть покупатели и поскромнее нас, но все же возможности жителей большинства проанализированных стран ограничиваются исключительно их фантазией.
Первое место в рейтинге покупателей вполне ожидаемо занимают США (подробнее см. инфографику). И это неудивительно, если вспомнить, насколько серьезно американцы готовятся к "черной пятнице". Многие в этот день даже берут выходной и бегают по магазинам, что называется, до "полной потери пульса".
В остальных странах, в отличие от США, выходной брать все же не принято. Тем более что в последнее время есть возможность все купить онлайн, не сходя с рабочего места.
Авторы исследования говорят о более-менее равномерной активности пользователей в Украине с 09.00 до 21.00, хотя все же есть и небольшой всплеск, который приходится на полдень.
В некоторых странах - Турции, Финляндии, Греции, Сингапуре, Гонконге - "черная пятница" является настолько долгожданным событием, что покупатели не могут терпеть до утра: большинство покупок совершаются сразу после полуночи.
Украинские женщины более заинтересованы возможностями сэкономить на распродажах: 77% опрошенных украинок уверяют, что примут участие в акции Black Friday, а это на 15% больше, чем покупателей-мужчин.
Однако и женщины, и мужчины в Украине в среднем покупают одинаковое количество товаров: 3,5 против 3,4, причем и в одном, и в другом случае это в основном одежда и обувь. При этом мужчины тратят гораздо больше денег, чем женщины, - 4165 грн против 2557 грн.
И мужчины, и женщины сошлись во мнении, что наиболее выгодным предложением продавца является большая скидка, пусть даже и при ограниченном ассортименте. Второе место в украинском рейтинге относительно самых выгодных скидок занял купон или промокод. А на третьей позиции расположился подарок при заказе.
С каждым годом растет популярность покупок через интернет, а "черная пятница" только способствует укреплению этого тренда. Среди участников опроса 23% ответили, что будут покупать необходимые товары со скидками только онлайн, 18% приняли решение отправиться за покупками в торговые центры, а остальные признались, что "ударят по шопингу", что называется, со всех фронтов.
Одной из основных причин, по которой покупатели отдают предпочтение онлайн-покупкам, являются столпотворение и огромные очереди в кассы во время больших распродаж. Дело дошло до того, что в некоторых странах даже появились специальные брошюры с рекомендациями, как пережить многочасовое стояние в очередях в "черную пятницу". Но далеко не все готовы пользоваться этими советами и тратить время в очередях.
В частности, среди украинских респондентов 16% мужчин и 15% женщин заявили, что с большой долей вероятности откажутся от покупки, если ждать в очереди придется слишком долго.
Интернет-пользователи находятся в более выигрышной ситуации, ведь они совершают покупки без очередей и в удобное для них время. Как нетрудно догадаться, самым удобным временем для большинства оказывается рабочее: более двух третей опрошенных украинцев признались, что занимаются онлайн-шопингом именно на работе. Это подтверждается и статистическими данными Picodi: в прошлом году в "черную пятницу" пик покупательской активности пришелся на 11.00 и 12.00.
КСТАТИ
Опрос, проведенный Black-Friday.Global в 2018 году, показал, что о существовании "черной пятницы" осведомлены 88% украинцев. Опрошенные знают, что распродажа проводится осенью, однако не все могли назвать точную дату. Очевидно, именно этим можно объяснить увеличение интереса к акции уже в октябре. С другой стороны, учитывая, что дата - плавающая, назвать ее не так-то просто. Поэтому - подсказка: в этом году главный день распродаж состоится 29 ноября.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Накануне черной пятницы эти советы как нельзя кстати.