"КП" в Украине" собрала 5 фактов, чем знаменит завод имени Малышева.
Президент Украины Владимир Зеленский во время визита в Харьков побывал на двух заводах, входящих в группу "Укроборонпром", – заводе им. Малышева и Харьковском авиационном заводе. Увиденным глава государства остался недоволен, в частности, отметил, что люди, работающие в оборонном комплексе, получают низкие зарплаты, да и те задерживают. Возмутили президента и условия труда рабочих, но также и производительность.
"Я в шоке, что касается статистики. Нам сказал директор завода, что с 2009 года один танк построили мы с вами, один танк для ВСУ. А статистика такая, что в советские времена было 900 танков в год", - заявил Зеленский после посещения завода им. Малышева.
Однако, то, что шокирует президента, для харьковчан не такая и новость – то, что у заводов не все так гладко в городе знают. Ранее на чиновников завода открывали уголовные дела из-за того, что оборудование незаконно "списывали" и продавали, рабочие не получали зарплаты, производственные площади простаивали.
Завод им. Малышева для Харькова предприятие известное и знаковое, если собирать компании в "золотой костяк" промышленности области, то завод точно будет в этом списке на ряду с ХТЗ, "Турбоатомом" и другими гигантами.
Это один из самых старых действующих заводов Харькова, его основали в 1895 году, как паровозостроительный завод. Танки здесь начали строить еще до войны, но собирали на предприятии не только их, но и тягачи, трактора, дизели, лили танковую бронь.
|
Здесь построили танк Т-34 с дизельным двигателем В-2, который признали лучшим танком Второй мировой войны. В СССР Т-34 выпускался до 1947 года. На службе в Советской армии эти машины оставались вплоть до начала 1970-х годов. Всего же Т-34 всех модификаций за все годы его производства было выпущено около 70 000 штук, что дает полное право назвать Т-34 самым массовым танком за всю историю танкостроения.
В последние годы про завод им. Малышева чаще всего писали в СМИ в связи с заказом, который здесь делали для Таиланда. Контракт на 49 танков заключили еще в 2011 году, стоимость сделки оценивалась в 200 млн долларов, но первую партию тайская армия получила лишь в 2014 году, а закончили поставку танков "Оплот" в Таиланд только в 2018 году.
- “Оплот” хорош именно для жаркого и влажного климата, для высокогорья. Его двигатели могут работать в условиях полной задымленности и песчаной пыли. Помните, во время иракской кампании американские “Абрамсы” останавливались? У них турбины разрушились из-за попадания в них песка. А наш танк может действовать в любых условиях. Я уверен, что у него очень большой экспортный потенциал. Но нам нужно эксплуатировать тот же “Оплот” внутри страны. Знаете, очень трудно продавать технику, которая не используется в собственной армии, — рассказывал изданию "Апостроф" бывший директор завода Александр Хлань.
Также в канун 2019 года он отчитывался, что жизнь завода в 2018 году была "достаточно успешной", и зарплаты сотрудникам подняли на 20%, а также есть перспективы на новые контракты.
Не смотря на узкую военную специализацию, на заводе им. Малышева занимаются не только танками. На предприятии изготовляют железнодорожные двигатели, и детали к ним. Карта поставок широка – Китай, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Турция, Литва, Беларусь, Венгрия, Франция.
Несколько цехов, которые "малышевцы" долгое время не использовали, стали креативным пространством, тут теперь устраивают фестивали, ярмарки и концерты. В 2016 году часть промзоны, которая была приватизирована, стала арт-заводом "Механика".
|
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Мы поговорили с бывшей сотрудницей предприятия, которая проработала на заводе им. Малышева 15 лет. По ее словам, на заводе по заказам и деньгам, времена бывали гораздо хуже, чем сейчас.
"Я пришла на завод в 1998 году. В начале зарплату платили вовремя, но через несколько лет начались перебои с деньгами, постоянно директора менялись, особенно, когда у власти был Янукович, директора менялись один за другим. Дела были плохие.
Я работала в конструкторском отделе, заказы на заводе постоянно были, много было по литью для дизельного производства, танки, безусловно, делали все время, делали и бронемашины, одно время и меня туда бросали, ходила в цеха.
Завод никогда особо не отапливался, приходилось что-то придумывать. Отопление – это очень дорогое удовольствие, цеха большие, двери слабо утеплены. Покупали "ветродуйки". Потом в одном цеху делали трубы, а в середине спираль ставили, и это устройство было, как обогрев, ставили их в цехах", - рассказала экс-конструктор.
Сейчас я общаюсь с бывшими коллегами, и они говорят, что на заводе неплохо – зарплату подняли, деньги нормальные. С конца 2014 или начала 2015 года работа и зарплата стали стабильными.
Сегодня на заводе им. Малышева открыто порядка 30 вакансий – ищут в основном рабочих: токарей, электромехаников, слесарей, машинистов, строителей. Также открыта вакансия повара. Обещают полный социальный пакет и своевременную зарплату два раза в месяц.
Кроме того, часть площадей, которые принадлежат заводу, сдаются под офисы. Арендовать можно помещения, как на самом заводе, так и в других частях города.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Частная военная компания принимала участие в множестве конфликтов последних 20 лет.