В документах речь идет о том, что с 2021 года предполагается введение регистраторов расчетных операций для всех физлиц-предпринимателей (ФОПов), которые продают товары или оказывают услуги, принимая наличность. Речь там идет о какой-то новой электронной системе, которой еще никто в глаза не видел.
Также законопроекты предусматривают рост штрафов для тех бизнесменов, которые не выдают фискальные чеки. При этом роль контролеров бизнеса парламентарии решили возложить на граждан, предлагая им искать фальшивые чеки за вознаграждение. После таких новшеств малый бизнес начал грозить новой власти чуть ли не Налоговым майданом.
"КП" в Украине" встретилась с депутатом от партии "Слуга народа", главой комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниилом Гетманцевым, который и является автором этих законопроектов.
- Ваши законопроекты №1053 и 1073 наделали много шума. Против вас уже ополчились все ФОПы. Основная мысль заключается в том, что нужно начинать наводить порядок с налогами в стране не с них, а с офшоров, олигархов и контрабанды, ведь основные потери бюджета именно там. Да и эксперты говорят о том, что потери от минимизации объемов продаж ФОПами - это не самая большая проблема.
- Основная проблема политикума и экспертной среды в том, что они формируют свое мнение и комментирует то, что не читали. На самом деле это серьезная проблема, потому что эксперту надо разместить быстро пост в Фейсбуке, надо как-то отреагировать на какую-то новость, он бегло ее просматривает или не просматривает вообще, а потом комментирует. Потом такое мнение разгоняется в новостях и формируется шаблон, который не соответствует действительности. И уже это мнение становится действительностью.
Поэтому давайте разбираться по пунктам. Статус физических лиц-предпринимателей мы не меняли, не меняем и менять не будем. Их правовой и налоговый режим как был, так и остается.
Если говорить об РРО, то закон вступает в силу через полгода после принятия. То есть это будет весна 2020 года. С этого момента мы предлагаем фискализировать лишь несколько отраслей, которые мы считаем рисковыми, - это в первую очередь ювелирка, рестораны, продажа электронного оборудования, на которые выдается гарантия. По сути, речь идет о том, что сейчас через ФОПы работает крупный бизнес, не платя налоги в полном объеме. И мы хотим эту схему прикрыть. Это же безумная ситуация, когда мой коллега был в магазине на Крещатике и там купил компьютер. Заплатил за него больше 30 тысяч гривен, а ему выдали чек от ФОПа. Этот магазин огромный - там площадь 300-400 метров. Он за день делает оборот на несколько ФОПов за год. Но мы же понимаем, что так не может быть. В законопроекте речь о реальных ФОПах, которые стоят на базарах или ведут мелкий бизнес, вообще не идет. Первую группу физлиц-предпринимателей мы трогать не будем вообще.
Мы говорим о том, что эпоха "брехни" закончилась. За это голосовали люди. Поэтому если у тебя крупный бизнес, то плати налоги как крупный, если ты мелкий, то плати как мелкий. И отличить мелкий бизнес от крупного позволит нам как раз вот этот электронный чек. Это не кассовый аппарат, а программное обеспечение, которое нужно установить в смартфон. И именно оно позволит учитывать реальный объем операций, проводимых предпринимателем.
Для всех остальных ФОПов, кроме первой группы, этот механизм вводится с 2021 года. То есть начинаем мы никак не с ФОПов. Ими мы продолжаем или даже заканчиваем. Мы делаем все параллельно. Есть законопроект №1210….
- Но его тоже критикуют.
- Да, но им недовольны совсем другие люди. Его критикует уже крупный бизнес. Я вам больше скажу, сейчас скупают экспертов, чтобы они "мочили" наш комитет и наши законопроекты. Потому что мы наступаем на мозоль крупному бизнесу. В законопроекте №1210, на который сейчас многие ополчились, есть и война с офшорами, там убираются коррупционные льготы - речь идет о рентных платежах по газу и углю, там появляется налогообложение айкосов.
В этом законопроекте, кстати, много инициатив, которые направлены на то, чтобы защитить налогоплательщика в процессе администрирования. Мы меняем философию и говорим о том, что налогоплательщик будет нести ответственность только за те действия, в которых он виновен.
Поэтому, еще раз повторюсь, никто не начинает "мочить" ФОПы. Мы работаем параллельно по всем направлениям. Потому что понимаем: если не принять законы в первые полгода, то потом шансы на их принятие существенно снизятся.
- Кстати, табачные компании уже заявили о том, что если будет принят законопроект №1210, то пачка сигарет подорожает до 80 грн. Так ли это?
- Нет, это неправда. Мы повышаем акциз на сигареты, как и в прошлые годы, на 20% плюс уровень инфляции. И это речь не о цене пачки, а об акцизном налоге, который меньше цены пачки сигарет.
|
- Давайте снова вернемся к ФОПам. Во время первого чтения законопроекта №1053 я встречал мнение, что введение одного РРО обходится для предпринимателя в 70 тысяч гривен. Основные затраты заложены на его обслуживание.
- Я не знаю, как выходят на такую цифру, потому что простенький РРО стоит 60 долларов. Но речь в законопроекте идет не о кассовых аппаратах, мы говорим об электронных чеках. По сути, это программа для смартфона, как "Приват24". Она не предусматривает ни отчетности, ни бумаг. Ничего для предпринимателя не усложняется. Сканируешь штрих-код, система выдает электронный чек, который вы можете переслать покупателю на почту, в мессенджер или любым другим удобным способом.
Когда говорят, что это усложнит жизнь малому бизнесу, не верьте им. Это лобби тех, кто не хочет введение такой системы. И это совсем не малый бизнес - это крупный бизнес, который работает под видом мелкого бизнеса.
- Нужно ли будет вместе с е-чеком распечатывать бумажный чек? Некоторые эксперты говорят, что есть такой пункт в законопроекте.
- Такие предложения от Минфина звучали. Но мы их убрали. Речь в законопроекте идет о том, что если предприниматель работает на обычном РРО, то он выдает фискальный чек, если же он работает с е-чеком, то он выдает потребителю чек исключительно в электронной системе.
- А сама программа уже есть? Она прошла обкатку? А то некоторые предприниматели переживают, что закон вступит в силу, новой программы не будет, и им придется покупать кассовые аппараты со всеми вытекающими последствиями.
- Да, она есть. Но мы специально даем еще полгода после принятия законопроекта, чтобы ее довели до ума. Более того, в законе сказано, что он не может вступить в силу до запуска этой системы. Поэтому никому не нужно будет покупать дополнительные кассовые аппараты.
|
- Коснется ли законопроект №1053 айтишников?
- Этот законопроект вообще не касается зарплат в конвертах и зарплат через ФОП. Никто безнальные операции не трогает. Они и так идут по-белому.
Я вообще считаю, что проблема зарплат в конвертах не решается административными методами. Я даже внес законопроект об уменьшении сумм штрафов за неоформленных сотрудников. Сейчас он более 120 тысяч гривен, я предлагаю уменьшить его до 8 тысяч гривен. Потому что такие большие штрафы, как сейчас, не работают. Если у вас нашли 7-8 неоформленных работников, то штраф составит почти миллион гривен. В такой ситуации все решается взяткой инспектору, закрытием фирмы или при инспекции по труду создается конторка, которая за определенную сумму в месяц берет вас под крышу и гарантирует, что вас не будут проверять.
Так что драконовские штрафы нужно убирать. Они не работают. Вывод зарплат из тени лежит не в налоговой плоскости. Этот процесс должен пойти вслед за ростом экономики и ее отбеливания. Тогда и зарплаты выйдут из тени. Надеюсь, наш пакет законов, который мы подали в парламент, поможет этому. Да, этот вопрос косвенно зависит и от налоговой амнистии, и от предложенного нами семейного декларирования доходов и всеобщего декларирования доходов. Но все это не быстрый процесс. Должно пройти минимум полтора-два года.
- Давайте еще раз вернемся к законопроекту №1053, который вводит понятие "кэшбек". То есть премию для покупателя, который нашел фиктивный чек. Расскажите, как это будет работать? Когда человек, настучав на продавца, реально сможет получить деньги.
- Я, наверное, многих разочарую, но этот процесс не будет ни быстрым, ни простым. Во-первых, такое заявление подается через электронный кабинет налогоплательщика. У вас он есть?
- Нет.
- Придется создать, если хотите участвовать в поиске фиктивных чеков. После вашего сообщения налоговая начинает безвыездную камеральную проверку. Если чек есть, то все вопросы снимаются, если же чек в базе отсутствует, то начинается проверка ФОПа. Налоговая должна доказать, что чек фальшивый. Тогда она выносит налоговое уведомление-решение, которое налогоплательщик в течение 60 дней обжалует административно, а потом идет в суд. Обычно судебные разбирательства длятся около года. Если он проиграл, то налоговая взыскивает штраф и только после этого заплатят тому, кто подал жалобу. То есть процедура достаточно громоздкая и будет занимать где-то полтора года. Но само по себе наличие кэшбека многих будет дисциплинировать. Конечно, это не идеальный механизм, но он будет многих стимулировать.
- Вы же знаете, что есть такое понятие, как "патентный тролль". Не боитесь ли вы, что и в этом случае некоторые люди будут заваливать налоговую ворохом жалоб в надежде, что хоть одна из них пройдет?
- Мы сейчас об этом думаем. Возможно, стоит ввести ответственность физлица за ложные уведомления. Думаю, ко второму чтению эта норма появится. Это должно успокоить бизнес, который обеспокоен такой нормой.
- Теперь вопрос по механизму налоговой амнистии. Многие люди, которые держат сбережения в наличной форме, опасаются, что им придется повторно платить налог на свои сбережения. Приведу пример. Человек до 2013 года заработал 800 тысяч гривен. Перевел их в доллары по курсу 8 и после девальвации купил квартиру за 100 тысяч долларов, но в договоре это будет уже сделка за 2,5 млн грн. Как видите, дополнительного дохода у него не было. Но за 800 тысяч гривен он отчитаться может, а за оставшиеся 1,7 млн грн - нет. Как вы предполагаете такие ситуации разруливать?
- Никаких проблем. Покажите документы на 800 тысяч гривен по курсу 8 и потом можете их спокойно тратить по курсу 25 грн за доллар. Пусть простые люди не переживают: если они могут показать заработанные деньги по одному курсу, а потом потраченные по более высокому, их это не коснется. Курсовая разница налогом не облагается.
Нужно понимать, что никаких репрессий мы не планируем. Пока что не предполагается, что будут введены косвенные методы оценки доходов граждан. Но если ты хочешь легализовать свой нечестно нажитый капитал, то это и есть такая возможность. Нужно понимать, что этот законопроект больше касается крупных капиталов. Есть вилла на Канарах - будь добр, покажи, за какие деньги ты ее купил.
Мы идем в Европу. Там всегда спрашивают о происхождении ваших денег. Любой банк требует подтверждение дохода. Это общемировой тренд. Думаю, и мы со временем к этому придем. Возможно, что в какой-то момент лимит операций в наличной форме в Украине снизят до 500 евро, как в Европе. К чему это приведет? Белые деньги у нас будут стоить существенно дороже, чем "черный нал".
- По каким статьям можно будет легализовать "черный нал"?
- По статьям №205 (фиктивное предпринимательство) и №212 (уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей ). То есть коррупционер не может легализовать так свои деньги.
- Почему сумма, за которую не нужно отчитываться, составляет 300 тысяч гривен?
- Выбрали такой порог. Возможно, в процессе обсуждения мы его изменим.
- Как МВФ относится к амнистии капиталов?
- Сейчас мы обсуждаем этот вопрос, но в целом они положительно смотрят на этот законопроект.
- Будут ли в ближайший год меняться ставки налогов? Собираетесь ли вы отменять военный сбор? Ждать ли снижения ставки НДФЛ? Появится ли в ближайшие годы ННВК?
- Мы планируем уменьшать давление на фонд оплаты труда, но это произойдет не в ближайший год. Это вопрос среднесрочной перспективы - 2-3 года.
Что касается ННВК, то в проекте налоговой реформы он будет. Этот документ мы представим весной, как и обещал премьер. Но по этому налогу нужна широкая дискуссия. Он был отменен в Македонии, сейчас пересматривается в Грузии. В Эстонии он не дал нужного эффекта в перспективе трех лет. Минфин посчитал, что бюджет из-за него недополучит 70 млрд грн в год. Нужно найти компенсаторы на эту сумму. Даже если мы откроем рынок земли, то, может, эти деньги лучше пустить на ремонт дорог? Поэтому я бы хотел, чтобы по этому налогу была открытая дискуссия.
- Может, стоит снизить налоги, чтобы увеличить количество налоговых резидентов Украины? Привлечь таким образом капитал в страну.
- Не хочу вас расстраивать, но вопрос налогов при принятии инвестором решения о вложении денег находится на 6-7-м месте. Для него значительно более важными являются вопросы безопасности, сервисов государства, война, суды, инфраструктура и уровень образования. В скандинавских странах один из самых высоких уровней налогообложения, но инвесторы туда идут. Почему? Потому что они получают работников с образованием, с хорошим здоровьем, отличную инфраструктуру, доступ на все рынки мира. За это можно заплатить больше.
Теперь возьмем Украину и наши ставки налогов. Мы понимаем, что на наших ставках налогов мы не оказываем тот сервис, что есть в других странах. Поэтому надо повышать уровень сервиса, который предлагает государство за собранные налоги.
|