22 декабря
Загрузить еще

Эксперт: От продажи "Мотор Сичи" Украина выиграет финансово, но стратегически проиграет

Эксперт: От продажи
Фото: Фото: Фото: УНИАН

Украина невольно стала ареной противостояния между США и Китаем. Сейчас в Киеве находится советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон. Официально он приехал познакомиться с новым украинским президентом, посмотреть и оценить первые шаги Владимира Зеленского и обсудить возможность его встречи с Дональдом Трампом.

Но главной целью его визита является продажа украинского предприятия "Мотор-Сич", которое производит авиационные и ракетные двигатели, Китаю. А точнее, Джон Болтон приехал, чтобы дать понять Владимиру Зеленскому, что такая сделка недопустима. 

Тарас Чмут Фото: Фейсбук.

- Почему США так боятся продажи "Мотор-Сичи" КНР?

- У США в последние годы обострилось противостояние с Китаем. Соглашение с "Мотор Сич" воспринимается американцами как очередной шаг Китая к расширению своего военного потенциала, а значит, как угроза своей национальной безопасности.

Ведь приобретение КНР этого предприятия будет способствовать наращиванию военных сил Китая, чему Вашингтон пытался препятствовать путем введения эмбарго на продажу товаров военного назначения. Покупка украинского предприятия даст возможность ускоренного наращивания аэромобильных возможностей армии Китая.

- Что такого ценного для китайцев есть в "Мотор-Сичи"?

- Китаю, который сейчас претендует на мировое лидерство, нужны технологии для обсечения этого лидерства, в том числе и военного. Но у Поднебесной есть проблемы с производством авиационных двигателей. Если по корпусам и электронике самолетов китайцы ушли вперед, то на этом направлении они существенно не продвинулись. И без этого они не могут двигаться дальше в развитии своего гражданского и военного авиапрома.

Плюс к этому "Мотор-Сич" делает еще и двигатели к крылатым ракетам и для беспилотной авиации.

- Почему китайцы хотя получить "Мотор-Сич" целиком? Не проще ли им, чем тратится на покупку всего предприятия, купить, например, нужные им двигатели, разобраться в устройстве, а потом производить под своим брендом?

- Выпустить двигатель, который уже есть – это не проблема, китайцы это и сейчас делают. Для Пекина все упирается в то, как двигаться дальше, как дальше развивать свой авиапром. Для этого нужен опыт, технологии, научная школа, которые создавались десятилетиями, специалисты, которые знают все тонкости производства. А это все вместе и есть "Мотор-Сич". Без всего этого не будет никакого результата и рывка. Поэтому китайцы и хотят целиком получить это предприятие.

- Украине выгодно продавать такое предприятие и технологии китайцам?

- Польза от этого для нашей страны весьма сомнительна и кратковременна. От продажи "Мотор-Сичи" Украина может получить какие-то средства и влияние, но стратегически она проиграет.   

Сейчас главный наш зарубежный партнер – это США, от которого мы получаем политическую, военную и финансовую поддержку. И когда Украина поворачивается лицом к их главному на данный момент противнику - Китаю, предоставляет ему свои технологии, то она рискует потерять поддержку Вашингтона.

Пекин все, что сможет в плане технологий и специалистов, вытянет из Украины, а потом она станет ему не интересна. А мы потеряем одну из отраслей оборонного комплекса, которая может давать прибыль и быть конкурентной на мировом рынке.

- А не может ли Украина попробовать получить какие-то политические преференции от Китая? Например, взамен "Мотор-Сичи" потребовать от Пекина поддержки в конфликте с Россией.

- В своевременном мире такие обещания мало что значат. Сколько было обещаний в Будапештском меморандуме и всем известно, чем это закончилось.

Тем более, что Китай сейчас больше ориентирован на Россию, чем Украину. Он, например, на данный момент отстает в технологии производства подводных лодок. По их количеству китайцы сейчас первые в мире, а по качеству – отстают. И такие технологии им может предоставить только Россия.  

- США могут сорвать сделку по продаже Китаю "Мотор-Сичи?

- Официально нет, ведь существует украинское законодательство, которое не запрещает это. Но у них есть рычаги влияния, чтобы убедить украинское руководство не делать этого. Украина должна думать не на ближнюю, а на среднесрочную и дальнюю перспективу. А в ней для Киева США важнее, чем Китай.

- Что еще в украинском оборонпроме может заинтересовать китайцев?

- Много наших предприятий уже давно работают с Китаем. Это вся аэрокосмическая отрасль. КБ "Южное" и "Южмаш" помогали в создании китайских крылатых ракет, работали с китайцами по гиперзвуковому направлению. КБ им. Антонова разрабатывало крыло, аэродинамику китайского тяжелого транспортного самолета.

Но это не значит, что китайцы будут покупать целые украинские предприятия. Иногда им выгоднее просто перекупить насколько десятков специалистов-авиастроителей, создать им нормальные условия работы в Китае, чем платить за весь производственный цикл. У меня авиационное образование, и сейчас три моих одногруппника работают в Китае.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Битва за "Мотор Сич": Почему США блокируют сделку с Китаем

Новости по теме: Мотор Сич Китай Новости США