Эта песня хороша – начинай сначала: в "Укрзализныце" снова анонсировали повышение цен на билеты. Как сообщил глава АО "Укрзализныця" Евгений Кравцов в интервью УНИАН, компания будет просить у правительства разрешения повысить тарифы.
О том, что пассажирские перевозки убыточны, в "Укрзализныце" твердят с завидным постоянством, чтобы оправдать регулярное подорожание билетов. Вот и сейчас Кравцов не стал придумывать ничего нового. Зачем? Ведь и "старая песня" отлично работает!
По словам главы "Укразализныци", перевозки пассажиров сейчас убыточны, и поэтому цену билетов нужно поднять до "себестоимости перевозок". Также Кравцов заявил, что для того, чтобы полностью удовлетворить спрос в сезон отпусков, необходимо увеличить парк на 15-20% - с нынешних 3 тыс. до 3,5 тысяч вагонов.
"У нас высокий спрос, но при этом низкие цены", - вполне оптимистично заявил Кравцов, но вот пассажиры с ним готовы поспорить. На форумах – десятки раздраженных комментариев граждан, которые, в отличие от самого Кравцова, поездами все же периодически ездят.
"Вы хоть раз ездили нашими поездами, например, в Херсон? По всей видимости, нет, иначе не говорили бы о "низких ценах". Цены на билеты для такого уровня комфорта, а, точнее, его полного отсутствия, не просто не низкие – они заоблачные!"
"Езжу жд-транспортом часто, сервис – жуть. В туалет не зайти, белье - непонятного происхождения, в пятнах и сырое".
"Эта страна никогда не будет жить хорошо. Субъект хозяйствования, который профукал рынок перевозок, надеется и дальше "доить" население".
"В "Укрзализныце" нужны массовые посадки, а не повышения цен на билеты. Недавно же только повышали! Как в этих душегубках вообще можно ездить летом, хотел бы я знать?"
"С такими зарплатами, как у Кравцова, себестоимость будет зашкаливать".
"В УЗ кроме как повышать цены, ничего делать не умеют. Для начала пусть зарплаты своих топ-менеджеров установят на уровне средней по Украине. За какие заслуги у них зарплаты, как у развитых европейских стран, а то и выше?"
Справедливости ради отметим, что интервью оставило чувство легкого недоумения не только у пассажиров, но и у экспертов.
Участники рынка признаются: слова Кравцова удивили, если не сказать - разочаровали. Вместо того, чтобы реформировать железную дорогу, повышать комфорт и безопасность, принимать законопроекты, мы слышим все ту же старую песню об убыточности, что, впрочем, не мешает главе "УЗ" войти в список самых высокооплачиваемых топ-менеджеров среди руководителей госкомпаний. Напомним, что Кравцов в этом списке занимает второе место, уступая лишь главе "Нафтогаза" Андрею Коболеву. По данным "Экономической правды", доходы Евгения Кравцова за 2018 года составили 7,3 млн грн.
КОМПЕТЕНТНО
- Евгений Кравцов пришел на этот пост с задачей реформировать железную дорогу до уровня конкурентной среды, - отметил в комментарии "КП" в Украине" транспортный эксперт Василий Шевченко. – А это, прежде всего, означало разделить железную дорогу на инфраструктуру и подвижной состав. Инфраструктура остается в собственности государства, но при этом допускается привлечение иностранного капитала, а подвижной состав отдается частникам. Решение вопроса демонополизации автоматически решало вопрос конкуренции. Но, к сожалению, этого так и не произошло, а интервью "молодого реформатора" Кравцова больше похоже на интервью железнодорожника 90-х. Все, что он сегодня сделал на своем посту – это поднял топам зарплаты. Качественных услуг как не было, так и нет, законопроекты о либерализации перевозок железнодорожным транспортом не приняты. Руководству "Укрзализныци" очень нравится всем распоряжаться и поднимать тарифы, и это у них пока получается. Одна беда – пассажиры недовольны: им же к этим тарифам еще и комфортные условия подавай!
- У нас сейчас модно идти по "европейскому пути". Что это такое – толком никто не знает, но все идут. И, практика показывает, что в принципе можно идти куда угодно – главное, периодически напоминать, что мы перенимаем европейский опыт.
- Но не в этом случае. Европейская практика перевозок предусматривает конкурентность. В Европе все просто: если стоимость перевозки пассажиров не устраивает, они будут пользоваться услугами либо другого перевозчика, либо другого транспорта. При этом сам перевозчик не обязательно должен быть собственником – он может быть оператором.
Любой перевозчик должен ориентироваться на потребности граждан, которые хотят передвигаться комфортно и безопасно. Вместо этого нам говорят: у нас все плохо, поэтому мы поднимем тарифы и купим 500 вагонов.
- Основные нарекания пассажиров касаются не только низкого комфорта, но и высоких цен. Но долгие годы ни в одном, ни в другом вопросе ничего не решается и, по всей видимости, надежд в ближайшем будущем нет?
- Изначально наша железная дорога – это участок советской железной дороги, основной целью которой было доставить товар к портам. Пассажирский транспорт всегда был второстепенным, работая на тех же колеях при той же инфраструктуре. Очевидно, что поезда по тысяче тонн деформировали колею, и пассажирскому поезду это комфорта не добавляет.
Но на это обращали мало внимания, пока украинская железная дорога перевозила достаточное количество грузов. Для сравнения: если в других странах перевозки ж/д транспортом составляют 20%, то у нас этот показатель достигал 80%. Однако ухудшающийся из года в год сервис привел к тому, что клиенты стали переключаться на автомобильный транспорт. Так что сегодня по железной дороге перевозят лишь то, что невозможно перевезти по автомобильной - руду, лес и т.д. Грузовые перевозки приносят "Укрзализныце" все меньше денег, и если не запустить на железной дороге частную тягу, мы так и будем иметь на 90% изношенный состав.
- В "Укразлизныце" утверждают, что их тарифы "экономически обоснованы" и из года в год твердят, что возят пассажиров себе в убыток…
- Во-первых, расчет себестоимости перевозок для грузовых и пассажирских перевозок – это разные вещи и разные методики расчета, но в "УЗ" предпочитают об этом не вспоминать. Во-вторых, при необходимости обосновать можно любые тарифы: мало-мальски подготовленный бухгалтер может "обосновать" практически любую цену. Это просто игра цифр. Настоящее экономическое обоснование – это только реальная конкуренция, которая заставляет перевозчиков ориентироваться на пассажира и его потребности.
ДЕНЕЖКИ
"КП" в Украине" решила выяснить, как изменилась стоимость билетов на нескольких популярных направлениях (Киев – Львов, Киев – Одесса и Киев – Днепр) с помощью онлайн-сервиса "Укрзализныци" по предварительной продаже билетов. Выяснились два интересных момента.
Во-первых, билеты подорожали неравномерно: чаще всего – в 1,6 раза, но есть направления, где подорожание было трехкратным и больше.
Во-вторых, относительно недорогих билетов украинцам решили не оставлять. Обратите внимание: если год назад можно было выбрать купе на Львов как за 180, так и за 400 грн, то теперь такого выбора нет. "Купе" теперь - не просто дорого, а очень дорого.
Направление | Поезд | 29.05.2018 | 5.06.2018 | 30.08.2019 | Разница |
Киев-Львов | 091К, купе | 407,70 | 429,06 | 581,31 | 1,4 раза |
| 141К, купе | 179,57 | 267,11 | 603,54 | 3,4 раза |
| 141К, плацкарт | 116,22 | 120,29 | 184,55 | 1,6 раза |
| 749К, 1 класс | 497,58 | 526,07 | 803,97 | 1,6 раза |
| 749К, 2 класс | 246,65 | 260,25 | - | не уст. |
Киев-Одесса | 105К, купе | 446,71 | 470,38 | 722,52 | 1,6 раза |
| 148К, купе | 254,84 | 267,11 | 410,90 | 1,6 раза |
| 148К, плацкарт | 116,22 | 120,29 | 185,82 | 1,6 раза |
| 763Л, 1 класс | 408,28 | 416,66 | 1241,07 | 3,0 раза |
| 763Л, 2 класс | 309,64 | 326,97 | 508,04 | 1,6 раза |
Киев-Днепр | 012К, купе | 330,78 | 347,58 | 626,18 | 1,9 раза |
| 084К, купе | 157,49 | 164,00 | 534,32 | 3,4 раза |
| 084К, плацкарт | 104,39 | 107,75 | - | не уст. |
| 732Л, 1 класс | 390,65 | 397,82 | 1059,04 | 2,7 раза |
| 732Л, 2 класс | 296,66 | 313,22 | 432,27 | 1,5 раза |
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"КП" в Украине" изучила, на что чаще всего жалуются пассажиры и ответила на самые распространенные вопросы об услугах монополиста.