22 декабря
Загрузить еще

Вошли во вкус: "Укрзализныця" снова хочет поднять цены на билеты

Вошли во вкус:
Фото: Фото: facebook.com/Ukrzaliznytsia

Эта песня хороша – начинай сначала: в "Укрзализныце" снова анонсировали повышение цен на билеты. Как сообщил глава АО "Укрзализныця" Евгений Кравцов в интервью УНИАН, компания будет просить у правительства разрешения повысить тарифы.

О том, что пассажирские перевозки убыточны, в "Укрзализныце" твердят с завидным постоянством, чтобы оправдать регулярное подорожание билетов. Вот и сейчас Кравцов не стал придумывать ничего нового. Зачем? Ведь и "старая песня" отлично работает!

По словам главы "Укразализныци", перевозки пассажиров сейчас убыточны, и поэтому цену билетов нужно поднять до "себестоимости перевозок". Также Кравцов заявил, что для того, чтобы полностью удовлетворить спрос в сезон отпусков, необходимо увеличить парк на 15-20% - с нынешних 3 тыс. до 3,5 тысяч вагонов.

"У нас высокий спрос, но при этом низкие цены", - вполне оптимистично заявил Кравцов, но вот пассажиры с ним готовы поспорить. На форумах – десятки раздраженных комментариев граждан, которые, в отличие от самого Кравцова, поездами все же периодически ездят.

"Вы хоть раз ездили нашими поездами, например, в Херсон? По всей видимости, нет, иначе не говорили бы о "низких ценах". Цены на билеты для такого уровня комфорта, а, точнее, его полного отсутствия, не просто не низкие – они заоблачные!"

"Езжу жд-транспортом часто, сервис – жуть. В туалет не зайти, белье - непонятного происхождения, в пятнах и сырое".

"Эта страна никогда не будет жить хорошо. Субъект хозяйствования, который профукал рынок перевозок, надеется и дальше "доить" население".

"В "Укрзализныце" нужны массовые посадки, а не повышения цен на билеты. Недавно же только повышали! Как в этих душегубках вообще можно ездить летом, хотел бы я знать?"

"С такими зарплатами, как у Кравцова, себестоимость будет зашкаливать".

"В УЗ кроме как повышать цены, ничего делать не умеют. Для начала пусть зарплаты своих топ-менеджеров установят на уровне средней по Украине. За какие заслуги у них зарплаты, как у развитых европейских стран, а то и выше?"

Справедливости ради отметим, что интервью оставило чувство легкого недоумения не только у пассажиров, но и у экспертов.

Участники рынка признаются: слова Кравцова удивили, если не сказать - разочаровали. Вместо того, чтобы реформировать железную дорогу, повышать комфорт и безопасность, принимать законопроекты, мы слышим все ту же старую песню об убыточности, что, впрочем, не мешает главе "УЗ" войти в список самых высокооплачиваемых топ-менеджеров среди руководителей госкомпаний. Напомним, что Кравцов в этом списке занимает второе место, уступая лишь главе "Нафтогаза" Андрею Коболеву. По данным "Экономической правды", доходы Евгения Кравцова за 2018 года составили 7,3 млн грн.

КОМПЕТЕНТНО

"При необходимости можно обосновать любые тарифы"

- Евгений Кравцов пришел на этот пост с задачей реформировать железную дорогу до уровня конкурентной среды, - отметил в комментарии "КП" в Украине" транспортный эксперт Василий Шевченко. – А это, прежде всего, означало разделить железную дорогу на инфраструктуру и подвижной состав. Инфраструктура остается в собственности государства, но при этом допускается привлечение иностранного капитала, а подвижной состав отдается частникам. Решение вопроса демонополизации автоматически решало вопрос конкуренции. Но, к сожалению, этого так и не произошло, а интервью "молодого реформатора" Кравцова больше похоже на интервью железнодорожника 90-х. Все, что он сегодня сделал на своем посту – это поднял топам зарплаты. Качественных услуг как не было, так и нет, законопроекты о либерализации перевозок железнодорожным транспортом не приняты. Руководству "Укрзализныци" очень нравится всем распоряжаться и поднимать тарифы, и это у них пока получается. Одна беда – пассажиры недовольны: им же к этим тарифам еще и комфортные условия подавай!

- У нас сейчас модно идти по "европейскому пути". Что это такое – толком никто не знает, но все идут. И, практика показывает, что в принципе можно идти куда угодно – главное, периодически напоминать, что мы перенимаем европейский опыт.

- Но не в этом случае. Европейская практика перевозок предусматривает конкурентность. В Европе все просто: если стоимость перевозки пассажиров не устраивает, они будут пользоваться услугами либо другого перевозчика, либо другого транспорта. При этом сам перевозчик не обязательно должен быть собственником – он может быть оператором.

Любой перевозчик должен ориентироваться на потребности граждан, которые хотят передвигаться комфортно и безопасно. Вместо этого нам говорят: у нас все плохо, поэтому мы поднимем тарифы и купим 500 вагонов.

- Основные нарекания пассажиров касаются не только низкого комфорта, но и высоких цен. Но долгие годы ни в одном, ни в другом вопросе ничего не решается и, по всей видимости, надежд в ближайшем будущем нет?

- Изначально наша железная дорога – это участок советской железной дороги, основной целью которой было доставить товар к портам. Пассажирский транспорт всегда был второстепенным, работая на тех же колеях при той же инфраструктуре. Очевидно, что поезда по тысяче тонн деформировали колею, и пассажирскому поезду это комфорта не добавляет.

Но на это обращали мало внимания, пока украинская железная дорога перевозила достаточное количество грузов. Для сравнения: если в других странах перевозки ж/д транспортом составляют 20%, то у нас этот показатель достигал 80%. Однако ухудшающийся из года в год сервис привел к тому, что клиенты стали переключаться на автомобильный транспорт. Так что сегодня по железной дороге перевозят лишь то, что невозможно перевезти по автомобильной - руду, лес и т.д. Грузовые перевозки приносят "Укрзализныце" все меньше денег, и если не запустить на железной дороге частную тягу, мы так и будем иметь на 90% изношенный состав.

- В "Укразлизныце" утверждают, что их тарифы "экономически обоснованы" и из года в год твердят, что возят пассажиров себе в убыток…

- Во-первых, расчет себестоимости перевозок для грузовых и пассажирских перевозок – это разные вещи и разные методики расчета, но в "УЗ" предпочитают об этом не вспоминать. Во-вторых, при необходимости обосновать можно любые тарифы: мало-мальски подготовленный бухгалтер может "обосновать" практически любую цену. Это просто игра цифр. Настоящее экономическое обоснование – это только реальная конкуренция, которая заставляет перевозчиков ориентироваться на пассажира и его потребности.

ДЕНЕЖКИ

Как изменилась стоимость билета

"КП" в Украине" решила выяснить, как изменилась стоимость билетов на нескольких популярных направлениях (Киев – Львов, Киев – Одесса и Киев – Днепр) с помощью онлайн-сервиса "Укрзализныци" по предварительной продаже билетов. Выяснились два интересных момента.

Во-первых, билеты подорожали неравномерно: чаще всего – в 1,6 раза, но есть направления, где подорожание было трехкратным и больше.

Во-вторых, относительно недорогих билетов украинцам решили не оставлять. Обратите внимание: если год назад можно было выбрать купе на Львов как за 180, так и за 400 грн, то теперь такого выбора нет. "Купе" теперь - не просто дорого, а очень дорого.

Направление

Поезд

29.05.2018

5.06.2018

30.08.2019

Разница

Киев-Львов

091К, купе

407,70

429,06

581,31

1,4 раза

 

141К, купе

179,57

267,11

603,54

3,4 раза

 

141К, плацкарт

116,22

120,29

184,55

1,6 раза

 

749К, 1 класс

497,58

526,07

803,97

1,6 раза

 

749К, 2 класс

246,65

260,25

-

не уст.

Киев-Одесса

105К, купе

446,71

470,38

722,52

1,6 раза

 

148К, купе

254,84

267,11

410,90

1,6 раза

 

148К, плацкарт

116,22

120,29

185,82

1,6 раза

 

763Л, 1 класс

408,28

416,66

1241,07

3,0 раза

 

763Л, 2 класс

309,64

326,97

508,04

1,6 раза

Киев-Днепр

012К, купе

330,78

347,58

626,18

1,9 раза

 

084К, купе

157,49

164,00

534,32

3,4 раза

 

084К, плацкарт

104,39

107,75

-

не уст.

 

732Л, 1 класс

390,65

397,82

1059,04

2,7 раза

 

732Л, 2 класс

296,66

313,22

432,27

1,5 раза

 ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Семь правил, которые нужно знать, путешествуя с "Укрзализницей"

"КП" в Украине" изучила, на что чаще всего жалуются пассажиры и ответила на самые распространенные вопросы об услугах монополиста.