Летние отпуска в разгаре, и украинцы, навьюченные "картинами, корзинами и картонками" штурмуют поезда, невзирая на умопомрачительные цены на билеты и сервис, который зачастую оставляет желать лучшего.
"КП" в Украине" узнавала, стоит ли "делиться" местом под нижней полкой с пассажиром с верхней, почему цены на билеты отличаются в разные дни и можно ли сдать билет, если вы опоздали на поезд.
Дети, конечно, цветы жизни, но поездка с чужими отпрысками способна отбить любовь к этим "цветам" надолго.
Знакомая рассказывала, как ехала в одном купе с семьей из 5 (!) человек: родители, бабушка и двое детей. Таким образом в четырехместном душном купе ехали шесть пассажиров!
- Мало того, что их было пятеро, так еще и чемоданами с коляской они заполнили все пространство. Я буквально запрыгивала на свою полку из коридора, - жалуется она. – Причем старшему ребенку уже было шесть лет, и проводница сказала, что он не имеет права на проезд без места. Однако родители ее убедили, что на момент покупки билета ребенку шести еще не исполнилось, и проводница не стала спорить. Да и не ссаживать же их с поезда?
Комментарий:
Правилами перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины четко установлено, что на внутреннем сообщении ребенок в возрасте до 6 лет может перевозиться со взрослым пассажиром бесплатно (без покупки билета), если он не занимает отдельного места.
Но при этом возраст ребенка определяется не на день покупки билета, а на день отъезда, и пассажир должен обязательно иметь при себе документ, подтверждающий возраст ребенка.
В случае, если с одним взрослым путешествуют двое и больше детей до 6 лет, бесплатно можно провезти только одного ребенка, а на остальных придется покупать детские билеты.
Детский проездной документ также оформляется для всех детей от 6 до 14 лет, а его стоимость составляет 75% от стоимости полного билета.
Непомерное количество багажа – это история вечных конфликтов между пассажирами. Обладатели верхних полок требуют, чтобы им оставили "половину места" под нижними полками, а пассажиры нижних делиться не хотят. Кто же из них прав?
Комментарий:
Сколько бы пассажиры верхних полок не взывали к "справедливости", они неправы: те, у кого билет на нечетные места, имеют полное право занять своим багажом все пространство под полкой.
Согласно правилам "Укрзализныци", ручная кладь пассажиров, которые занимают нижние места, размещается в рундуках купе. Пассажиры верхних мест могут разместить свою ручную кладь на третьих полках плацкартных вагонов, в нишах купейных вагонов и на верхних специальных полках спальных вагонов. То есть, в любом случае наверху.
Кстати, несмотря на бытующее мнение, что это в самолете есть нормы бесплатного провоза багажа и ручной клади, а поездом можно везти неограниченное количество чемоданов, это не так. Оказывается, каждый пассажир имеет право бесплатно провезти с собой в вагоне ручную кладь весом до 36 кг, если ее размер по сумме трех измерений не превышает 200 см.
Подготовка к поездке на поезде превращается для хозяев домашних питомцев в настоящую головную боль: на кого оставить собаку или попугая?
Комментарий:
Спешим обрадовать всех заинтересованных лиц и огорчить их будущих попутчиков: животных и птиц можно брать с собой в поезд!
Всем желающим провезти собаку в купе пассажирского или скорого поезда, в том числе и собаку-поводыря, придется выкупить целое купе. Большие собаки (выше 45 см, не более одной) перевозятся в намордниках на цепочках или ремне, маленькие (не более двух) - в ящиках, корзинах, клетках.
В плацкартных вагонах ночных скорых и пассажирских поездов, вагонах 2-го класса поездов "Региональный экспресс", Интерсити и Интерсити+ комнатные животные не более двух (небольшие собаки, коты и т.д.) перевозятся в ящике, корзине, клетке или контейнере с водонепроницаемым абсорбирующим дном, которые размещаются на местах для ручной клади, на руках у пассажира или под местами для сидения.
В региональных поездах большие собаки перевозятся в крайних тамбурах первого и последнего вагонов под наблюдением сопровождающего, а маленькие размещаются под местами для сидения в ящике, корзине или клетке.
Мелкие комнатные животные (кроме собак) и комнатные декоративные птицы перевозятся во всех типах вагонов. Они должны быть помещены в ящики, корзины, клетки (не более одного места) и свободно размещаться на местах, отведенных для ручной клади. Дополнительная плата за перевозку комнатных животных не взимается.
Хозяева животных должны обязательно иметь при себе надлежащим образом оформленный ветеринарный документ.
При этом диких животных провозить в ручной клади нельзя.
Тот, кто ни разу в жизни не опаздывал на поезд, ничего не знает о настоящем стрессе. Что же делать с билетом, если поезд ушел из-под носа?
Комментарий:
Если вы опоздали на поезд по личным причинам (на всякий случай сообщаем, что в них входит в том числе и транспортный коллапс, организованный столичными властями), то пассажир может не позднее чем через час после отправления поезда обратиться в кассу. Правда, на многое рассчитывать не приходится: незадачливому пассажиру выплатят лишь 10% стоимости билета и плацкарты.
Если вдуматься, то это ничуть не менее стрессовая ситуация, чем опоздание на поезд. Как же быть, если неувязочка обнаружилась уже после отправления и проводник грозит высадить на ближайшей станции?
Комментарий:
Если билеты остались у провожающего, последний должен немедленно (не позднее чем через час с момента отправления поезда) предъявить их начальнику вокзала. Тот за счет провожающего дает телеграмму начальнику поезда, на основании которой "безбилетнику" оформляется проездной документ на весь путь следования.
При этом сам забытый билет гасится штемпелем "Действительность проездного документа приостановлена на станции ..." и возвращается провожающему.
Заметили, что по пятницам билеты дороже, чем по вторникам, а в дни школьных каникул дороже, чем в обычные дни? Почему так получается?
Комментарий:
Все дело в коэффициентах индексации, которые зависят от календарного периода (всего их предусмотрено 13) и дня недели. Например, самые дорогие билеты продаются в предновогодние дни (коэффициент 1,1), летом (1,07) и в первой декаде января (1,07), а самые дешевые – 9 мая (0,8) и в третьей декаде января (0,85).
Что касается дней недели, то по вторникам и средам применяются коэффициенты снижения (0,9), а по пятницам и воскресеньям – повышения (1,1).
Если в случае задержки рейса самолета пассажиры хотя бы пытаются добиться компенсаций, то с украинскими поездами это даже в голову никому не приходит. Логика очевидна: "Укрзализныця" является монополистом, и ей, скажем так, абсолютно все равно, что вы о ней думаете. Никуда же не денетесь!
Давайте послушаем, что по этому поводу говорят в самом ведомстве.
Комментарий:
В случае отмены поезда, опоздания к отправлению более чем на час, непредоставления пассажиру места, указанного в билете, опоздания пассажира на поезд из пункта пересадки по вине перевозчика, пассажир должен получить у представителя перевозчика отметку на билете "Проездной документ не использован полностью по вине перевозчика".
На основании этой отметки пассажиру будет выплачена полная стоимость билета, включая комиссионный сбор и услуги, связанные с резервированием мест.
При этом, если пассажир опоздал в пункт пересадки по вине перевозчика и желает продолжить поездку, перевозчик должен отправить его без взимания платы следующим поездом, чтобы пассажир прибыл на станцию назначения с минимальным опозданием.
Если пассажир или группа пассажиров во время поездки в пункт пересадки обнаружили, что поезд опаздывает, они должны сообщить о предстоящей пересадке проводнику, стюарду или машинисту, которые в свою очередь предупредят станцию пересадки для принятия мер по задержки поезда или отправке их другим поездом.
Как говорится, не густо, но других компенсаций за опоздание поезда украинским законодательством не предусмотрено.