22 декабря
Загрузить еще

Кто подрезает крылья SkyUp Airlines: 5 вопросов о ситуации с лоукостом

Кто подрезает крылья SkyUp Airlines: 5 вопросов о ситуации с лоукостом
Фото: Фото: facebook.com/skyup.aero

В Украине произошел интересный прецедент – районный суд приостановил действие лицензии украинского лоукост-перевозчика SkyUp. Однако компания продолжает выполнять полеты. За нее вступились профильный министр и глава правительства, которые назвали судебное решение рейдерским захватом.

"КП" в Украине" попыталась разобраться, могут ли через суд запретить какой-то из авиакомпаний летать, и если да, то как это повлияет на наш рынок авиаперевозок.

Что произошло в суде?

Эта история началась в суде небольшого райцентра под Киевом. Туда обратилась украинка, которая посчитала, что действия авиакомпании грубо нарушают права граждан, а деятельность перевозчика не контролируется и не инспектируется соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления. Поэтому она попросила суд запретить перевозки пассажиров этой авиакомпанией.

Рассмотрев иск, Барышевский районный суд Киевской области 25 мая удовлетворил заявление и приостановил действие лицензии компании SkyUp Airlines на право осуществлять хоздеятельность по перевозке пассажиров воздушным транспортом. В то же время суд отказал в удовлетворении заявления в части запрета перевозить пассажиров воздушным транспортом до разрешения спора по существу.

То есть, если перевести это сообщение на понятный язык, то получается, что суд встал на сторону истца, но не ввел запрет на перевозки, пока дело будут рассматривать суды вышестоящих инстанций.

Естественно, такая новость породила панику среди пассажиров, у которых на руках билеты на рейсы SkyUp. Да и на рынке авиаперевозок это вызвало недоумение: если любой районный суд сможет "приостанавливать" лицензию, то покупка билетов заранее теряет всякий смысл – в любой момент работу любого перевозчика смогут заблокировать подобным иском.

Что говорят в SkyUp?

В пресс-службе перевозчика отреагировали довольно быстро. Там заявили, что истец "никогда не покупал билеты в SkyUp Airlines и никогда не являлся ее клиентом".

- У истца и не может быть таких доказательств, потому что в Шарм-эль-Шейх авиакомпания SkyUp Airline совершает только чартерные рейсы, и только по заказу туроператоров, - заявили в компании. - Соответственно, истец не могла купить билет на рейс Киев  - Шарм-эль-Шейх, который она указывает в исковом заявлении, поскольку подобных билетов физически не существует. По собственным данным авиакомпании, а также по данным туроператоров-партнеров, туриста или пассажира с такими именем и фамилией никогда не было.

Компания привела еще несколько аргументов в свою защиту, но они касаются больше процессуальной стороны дела. И уже подала апелляцию на судебное решение.

Что сказали чиновники?

Первым в дело вмешался министр инфраструктуры Владимир Омелян. Он заступился за перевозчика и заявил, что авиакомпания продолжит выполнять полеты.

- Районный суд не имеет компетенции принимать такие решения, тем более в обеспечительной части, - написал Омелян на своей странице в Facebook. - Это прерогатива исключительно административного суда. Пока я министр инфраструктуры, SkyUp будет летать и компании ничего не угрожает.

По его словам, решение суда является политическим, а пассажирам не о чем беспокоиться.

- Все пассажиры могут быть уверены, что это стабильная авиакомпания, которая предоставляет качественные и дешевые услуги, - продолжил министр. - И никакие политические "решения" рейдеров не повлияют на ее работу и развитие.

Следом за этим на ситуацию отреагировал премьер-министр Владимир Гройсман: "Я прошу и даю поручение разобраться в рамках правового поля, разобраться и защитить клиентов компании и все сделать для того... чтобы компания продолжила работать. Я прошу министерство юстиции подготовить по всем схожим случаям мое персональное письмо во все органы судебной власти, чтобы каждый такой случай был рассмотрен. И также письмо на имя президента Украины".

Кто стоит за атакой?

Мнения экспертов и аналитиков разделились. Практически все сходятся в том, что такой судебный иск – это атака на компанию SKyUp Airlines, но кто стоит за ним, неизвестно.

Тот же министр инфраструктуры Омелян фактически обвинил в этом одного небезизвестного олигарха. И хотя чиновник и не назвал его фамилию напрямую, она читается между строк.

"Владимир Зеленский, наберите известный номер и спросите: "wtf is going on?", - написал Омелян у себя на странице в Facebook. - И сразу можете спросить, когда в Днепр будет дешево летать. И больше никогда по этому номеру не звоните. Шоу закончилось. Работай-те!"

Позже на заседании Кабмина он заявил: "То, что происходит сейчас - это четкая попытка вмешаться в механизм свободной конкуренции".

- Это точно не конкурентные методы борьбы, - сказал Омелян. - И это опять попытка вернуться к авиационной монополии в небе. Мы этого не допустим и сохраним дешевые авиабилеты и большое количество рейсов как для граждан Украины, так и для тех, кто приезжает в Украину.

Правда, некоторые эксперты отрасли говорят, что, возможно, это отголоски другого конфликта, корни которого уходят в прошлое владельцев перевозчика.

Есть ли повод ругать SkyUP?

Официально этот авиаперевозчик появился в декабре 2017 года. Руководителем фирмы стал авиационный эксперт Евгений Хайнацкий, а в учредителях числится семья бизнесменов Татьяны и Юрия Альбы, которые по совместительству являются и владельцами туристического оператора JoinUp.

Туроператор - один из крупнейших в Украине, но в прошлом году в летний сезон их авиаперевозчик периодически задерживал вылеты, что вызвало бурю негодования у туристов. Тогда украинцам пообещали нарастить флот компании и приобрести подменный самолет.

В прессе компанию SkyUp Airlines часто связывают с Ринатом Ахметовым. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что футбольный клуб "Шахтер" летает самолетом этой авиакомпании. В апреле этот борт даже был раскрашен в фирменные цвета футбольного клуба.

Однако вернемся к задержкам рейсов. Согласно статистике министерства инфраструктуры, SkyUP Airlines нельзя назвать ни лидером, ни аутсайдером по пунктуальности. Так, например, в марте перевозчик выполнил вовремя 74,9% рейсов, в апреле – 73,4%, а в мае – 66,9%.

То есть, в среднем каждый 3-4 рейс компании опаздывал. Если посмотреть на общую статистику, то среди иностранных компаний похожие показатели по задержкам мы обнаружили у таких уважаемых перевозчиков, как KLM и Airfrance.

Что касается флота компании по состоянию на 21.05.2019 года, он состоял из 7 самолетов:

  • 5 среднемагистральных судов типа Boeing 737-800 (189 мест);
  • 2 среднемагистральных  судна типа Boeing 737-700 (149 мест).

Средний возраст самолетов - 11,5 лет.

А 7 июня SkyUp получила восьмой борт, который позиционируется как резервный. Правда, на следующий день он в первом полете, выполняя рейс в Шарм-Эль-Шейх, вернулся в Борисполь по техническим причинам.

Как говорят авиаэксперты, если через суды все-таки удастся заблокировать деятельность компании, то испорченным может оказаться отдых десятков тысяч туристов. За прошлый год, начав с двумя самолетами, SkyUp перевез 441 607 человек. В этом году объемы перевозок должны увеличиться в разы. Если же самолетам компании "подрежут крылья", то найти замену на восемь бортов в период летней навигации будет практически невозможно.

Читайте также

Владимир Омелян заступился за SkyUp Airlines: компания продолжит выполнять полеты

Министр транспорта и инфраструктуры заявил, что суд не имел права приостанавливать лицензию компании.

Новости по теме: Авиарейсы