Решение возникающих проблем требует значительных финансовых, организационных и репутационных усилий компаний, а также поиск новых форм сотрудничества между бизнесом и государством.
Процесс трудовой миграции населения страны существенно осложнил ситуацию на рынке труда Украины. Падение уровня профессионального образования, снижение престижа рабочих профессий, отягощенное растущей трудовой миграцией населения, провальная политика государства в сфере профессионального образования уже привели к кризису на рынке труда. Существующий профессионально-кадровый дисбаланс вынуждает украинский бизнес искать собственные пути решения кадровой проблемы.
Способы решения кадровых проблем отечественного бизнеса отличаются в зависимости от размеров компаний и могут приобретать различные формы, начиная от материальной поддержки профессионально-технических училищ и ВУЗов и заканчивая созданием собственных учебных курсов, комбинатов и даже Академий. Многие бизнесмены рассматривают подобные влияния как инвестиции в человеческий капитал, что, по их мнению, положительно влияет не только на развитие бизнеса, но и является элементом социальной ответственности компании.
"Во всех странах, где мы присутствуем, группа Solway инвестирует в человеческий капитал. Поскольку наши предприятия — градообразующие, мы несем большое бремя социальной ответственности. Мы постоянно проводим курсы повышения квалификации, инвестируем в образование – например, в Гватемале мы открыли корпоративный университет на 400 студентов", – сообщил в интервью Дан Бронштейн, Председатель Совета Директоров и совладелец Solway Investment Group (в Украине владеет Побужским ферроникелевым комбинатом).
В то же время, возможности бизнеса ограничены решением преимущественно текущих задач, в то время как государственные структуры могли бы активнее участвовать в организации долгосрочных программ по профессиональной ориентации подрастающего поколения. Это, например, касается расширения и модернизации образовательной программы "Карта профессий". Более того, нынешний уровень профориентации подтверждается данными социологического исследования "Молодежь Украины-2019", в соответствии с которыми 50% молодежи работают не по своей специальности, а почти треть хотят сменить выбранную ранее профессию.
Увеличение количества желающих найти лучшую жизнь за рубежом вынуждает украинские компании пересматривать свои программы развития, в том числе и программу обучения персонала. В их числе и Побужский ферроникелевый комбинат, который является градобразующим предприятием для пгт Побугское, где более трети населения работает на комбинате.
"Мы столкнулись с массовым оттоком населения из Побугского в страны Евросоюза, в том числе — в поисках низкоквалифицированной работы. Так как одна из наших целей — инвестиции в качество коллектива, увеличение производительности труда и снижение социальной напряженности, руководство группы приняло решение разделить с нашими работниками дополнительную прибыль от роста цен на никель", – рассказал Дан Бронштейн.
Из-за оттока персонала, связанного с трудовой миграцией, предприятию пришлось в 4 раза увеличить финансирование программы обучения персонала, практически до 700 тыс. грн. По словам Генерального Директора Побужского ферроникелевого комбината Олега Беспалова, ситуацию с кадрами на комбинате удалось стабилизировать: "Начиная с мая прошлого года, на комбинате появилось большое количество сотрудников, желающих уехать на заработки за границу. Но, благодаря повышению заработной платы на 38% во втором полугодии, а также активно реализуемым социальным программам в пгт Побугское, ситуацию удалось стабилизировать. И уже по итогам декабря мы приняли на работу на 11 человек больше, чем требовалось", – заключил гендиректор ПФК.
Как объяснил Олег Беспалов, действующая на комбинате программа подготовки и повышения квалификации персонала позволяет практически полностью обеспечить потребности производства в персонале. Так, по итогам 2018 года, благодаря программе 141 человек получил новую специальность, а 57 прошли переподготовку; еще 231 сотрудник повысил свою квалификацию.
Впрочем, действие программы не ограничивается подготовкой только по рабочим специальностям. Согласно информации, предоставленной ПФК, начиная с 2004 года (вхождения ПФК в состав международной инвестиционной группы Solway) высшее образование с помощью комбината получило 52 человека на дневной форме обучения и 109 человек – на заочной. На сегодняшний день, за счет кобината три работника комбината учатся в вузах на заочной форме и один – на дневной.
По словам Олега Беспалова, среди получивших высшее образование за счет комбината есть и учителя, и медики, которые работают в учреждениях Побугского. "Я солидарен с инвесторами в том, что подготовка специалистов для поселка – это такая же инвестиция в комбинат, как и непосредственно в производство. Когда работнику нет необходимости обращаться за медицинской помощью в другой населенный пункт или беспокоиться о получении качественного образования детьми, это положительно сказывается на его работе".
Модернизация производства, освоение нового оборудования и технологий требует от персонала постоянного развития навыков и компетенций, что в среде специалистов называется life-long learning (подход к образованию, основанный на непрерывном овладении новыми знаниями и навыками). Для обеспечения этого процесса от предприятия требуется сотрудничество с учебными и научными организациями. Так, Побужский ферроникелевый комбинат сотрудничает с целым рядом учебных заведений, среди которых – Национальная металлургическая академия Украины, Запорожский национальный технический университет, Николаевский университет кораблестроительства им. Макарова и др. Более того, в этот список сотрудничества также входит целый ряд профессионально-технических училищ и лицеев в разных городах Украины. Так, на базе Запорожского национального технического университета планируется наладить подготовку специалистов по дефицитным для комбината специальностям. Со своей стороны, ПФК предоставляет возможность прохождения практики студентами и учащимся. По мнению Олег Беспалова, подобное сотрудничество выгодно для всех участников. С одной стороны, оно позволяет снизить затраты предприятия на организацию процесса обучения, не снижая его качества. В то же время, учебным заведениям предоставляется возможность улучшить учебный процесс за счет практики непосредственно на производстве.