"КП" в Украине" вместе с экспертами разбиралась, к чему нужно быть готовыми сегодняшним выпускникам и как себя вести на интервью, чтобы устроиться на работу.
Если вас пригласили на собеседование - это уже маленькая победа, поскольку означает, что ваше резюме (подробнее см. "Важно") успешно прошло отбор, говорит психолог и бизнес-коуч Марина Деркач. Так что теперь важно прийти на это собеседование, причем желательно вовремя.
Эксперты рынка труда единодушны: сегодняшние молодые соискатели очень мало похожи на своих родителей и ведут себя так, что немало работодателей считают их поведение неадекватным. По словам директора по странам Восточной Европы компании World Staff Виталия Михайлова, нынешние 25-летние - не карьеристы, они не строят никаких планов. Для многих из них работа - это лишь времяпровождение между выходными, и к собеседованиям они относятся соответственно. Опоздать или вообще не прийти на встречу уже становится в порядке вещей.
Словом, как вы поняли, если вы пришли на собеседование, да еще и вовремя (лучше - за 5-10 минут до назначенной встречи), - это уже вторая маленькая победа, которой могут похвастаться далеко не все.
Если же опаздываете, хотите перенести встречу или отменить ее, обязательно предупредите об этом рекрутера.
Залог успешного собеседования - хорошая подготовка, причем сюда входит все - от "правильной одежды", максимально соответствующей дресс-коду в выбранной компании, до репетиции вопросов-ответов.
- Обязательно подготовьтесь к интервью, - советует Виталий Михайлов. - Причем мало прочитать сотню статей о том, какие вопросы будут задавать и как на них отвечать - нужно все отрепетировать. Как вы оделись, как зашли, как представились, как сели, как ответили на тот или иной вопрос. Ведь соискатель - это фактически роль, и будет хорошо, если вы сыграете ее убедительно. Репетировать можно перед родителями или друзьями, а можно в качестве репетиции просто ходить на собеседования одно за другим - и примерно с четвертого-пятого раза у вас уже будет отлично получаться. Еще можно заснять свою репетицию на видео, и вам со стороны будут прекрасно видны все недочеты - "закрытая поза" (скрещенные руки и ноги), угрюмое выражение лица. Все это очень важно, ведь каждый работодатель хочет получить позитивного сотрудника.
Понятно, что открытая поза и широкая улыбка могут свидетельствовать как о позитиве кандидата, так и о том, что он хорошо потренировался. Но и во втором случае, говорит эксперт, это несомненный плюс - значит, готовился к собеседованию!
Кроме того, продолжает Виталий Михайлов, нужно обязательно выполнить "домашнее задание" - узнать информацию о компании. Изучите сайт, подробно выясните, чем в компании занимаются, какие-то интересные факты. Работодатели очень любят фразы вроде "с детства хотел работать у вас" (разумеется, если эта компания была известна в вашем детстве) или "вся наша семья пользуется вашей продукцией" (если речь идет о популярном бренде).
Относительно того, стоит ли преувеличивать на первой встрече свои навыки, умения и прочие достоинства, мнения разделились. Одни говорят, что на собеседовании кандидат на должность занимается не чем иным, как саморекламой, а то, что реклама всегда несколько приукрашает действительность, знают все, в том числе и работодатели. То есть, если сказать все как есть, это сыграет против кандидата - он будет выглядеть очень блекло на фоне тех, кто знает толк в самопрезентации.
Несмотря на такие довольно весомые аргументы, эйчары все же сходятся на том, что лучше говорить правду.
- Как показывает практика, на собеседовании действительно врут все - и соискатели, и работодатели, но все же лучше неправды избегать, - советует директор агентства Assis-HR Анна Безай. - Опытный эйчар, умело задавая правильные вопросы, очень быстро поймает собеседника на лжи. Так что, если, например, у вас нет опыта работы, но в то же время вы чувствуете, что без него ваши шансы мизерны, не лгите, а постарайтесь продемонстрировать, что небольшой опыт у вас все-таки есть. Это могут быть волонтерская работа, практика, участие в проектах, репетиторство и т.д.
Даже если вы безрезультатно сходили на десяток собеседований, не расстраивайтесь и смело рассылайте резюме дальше. Во-первых, среднее время поиска работы в Украине составляет полгода, так что ничего страшного или из ряда вон выходящего не происходит. Во-вторых, напоминает Виталий Михайлов, поиск работы - это тоже работа. Поэтому нужно ходить и пробовать, а наградой вам станет хороший работодатель и строчка в резюме на будущее, которая, повысив вашу стоимость на рынке труда, будет работать на вас.
О том, как надо составлять резюме, написаны тысячи статей, но, возможно, кому-то помогут советы, как не надо делать. Резюме - это ваш пропуск на собеседование, и будет обидно, если оно отправится в мусорную корзину из-за досадной мелочи.
Итак, по мнению кадрового портала hh.ua, самые распространенные ошибки при составлении резюме выглядят так:
Нередки ситуации, когда соискателю задают на собеседовании неуместные и даже бестактные вопросы. По мнению экспертов кадрового портала rabota.ua, самые распространенные темы, которые нарушают границы кандидата как личности, выглядят так:
Унифицированной инструкции относительно того, как себя вести в этом случае, нет. Эксперты рынка труда советуют в первую очередь оценить уровень дискомфорта. Дело в том, что, если вам крайне неловко и некомфортно уже на собеседовании, есть большая вероятность, что и дальше будет не лучше.
Если же эта работа вам очень нужна, а ответ на вопрос не вызывает большого затруднения или неловкости, можно задать уточняющий вопрос: чем вызван интерес работодателя к этой стороне вашей жизни? Возможно, что, например, он расспрашивает о семье, чтобы понять, справитесь ли вы с частыми командировками. Так что вступайте в диалог, и, возможно, вы сможете понять друг друга и договориться.