Проект "Европейский вал" или "Стена" Яценюка, как его прозвали в народе, жив – с приходом весны активные работы по обустройству границы возобновились.
Несмотря на регулярные шуточки в соцсетях, мол, что там стоит сетку натянуть между двумя странами, работа над проектом идет с 2015 года, ведь забор с колючей проволокой – это лишь часть "Стены". Еще есть противотранспортные рвы, рокадные дороги, прокладывание сенсорного кабеля, установка башен с видеонаблюдением и многое другое. Все, чтобы защитить границу от нелегалов.
Когда идея была в состоянии зародыша, предполагалось, что "Стена" должна будет защитить Украину, если возникнет угроза национальной безопасности со стороны соседа. Но потом проект переформатировали. Пограничники говорят, что тем, как "интеллектуальная граница" справляется, довольны.
|
Работы на границе с Россией в Харьковской области идут полным ходом – бульдозеры роют землю, грузовики ее вывозят, рабочие в ярких жилетах и касках заняты каждый своим делом. В Госпогранслужбе отчитываются - на Харьковщине уже больше половины всех запланированных работ сделаны.
- Обустроены почти 65% границы - это заграждения забором, противотранспортные рвы и валы, дороги, которые позволяют пограничным нарядам двигаться вдоль государственной границы, - рассказал "КП" в Украине" Василий Панасюк, первый заместитель начальника Харьковского пограничного отряда.
Противотранспортные рвы уже вырыты вдоль всей границы области, сейчас роют на Луганщине.
- Работы на харьковском участке идут на четырех отделах погранслужбы - "Тополь", "Золочев", "Веселое" и "Волчанск". В основном это прокладывание рокадных дорог, обустройство видеонаблюдения, - говорит Оксана Иванец, помощник начальника Восточного регионального управления Госпогранслужбы. – Продолжаются работы и по луганскому направлению, это участки ответственности отделов погранслужбы "Троицкое" и "Белолуцк". Там роют рвы и прокладывают рокадные дороги.
Всего же, рассказывают в Госпогранслужбе, за эти 4 года полностью обустроили более 30% границы. Харьковская область по темпу работ в лидерах, на втором месте – Луганская область, а вот на Сумщине еще даже не начинали – там лишь проводится разработка проектно-сметной документации.
|
Планы на этот год по "Стене" у пограничников огромные – рассчитывают, что к концу 2019 года подрядчики закончат все строительные работы в Харьковской области, а к 2021 году вся граница с восточным соседом будет окончательно обустроена.
Всего же за 2015-2018 годы на "Стену" уже потратили 1,3 млрд гривен. За эти средства оборудованы и оснащены около 33,8% российско-украинской границы.
- Это 4 комплекса видеоконтроля и сигнализации, почти 340 км противотранспортных рвов, 250 км рокадной дороги. Проведена реконструкция 5 пограничных подразделений; оборудовано достаточное количество опорных пунктов, приобретены технические средства для дистанционного контроля, - отмечают в ведомстве.
Пограничники уверяют – "Стена" работает: на участках, где система действует, границу перейти практически нереально.
- Камеры фиксируют нарушителя, и благодаря этому мы можем быстро отреагировать. А также, продолжая наблюдение, оперативно корректировать действия погранотрядов во время задержания, - объясняет Панасюк.
|
На 2019 год из бюджета предусмотрено выделить на стену 400 млн. грн.
Что планируют сделать за эти деньги:
Границу с Россией решили усилить в 2014 году с подачи тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка. План по обустройству правительство утвердило в 2015 году, тогда и начались работы.
Вокруг строительства "Стены" было несколько громких скандалов. В 2016 году Генеральная прокуратура заявила, что во время работ разворовали 1,8 млн гривен. Первые уголовные дела по делу о хищениях появились в 2017 году, а в 2018 – семи подрядчикам и чиновникам огласили о подозрении. Обыски проходили в Харькове, Чернигове, Киеве и области.