Верховный суд Украины постановил, что постановление Кабинета министров от 11 октября 2016 года №780 "Об утверждении наборов продуктов питания, наборов непродовольственных товаров и наборов услуг для основных социальных и демографических групп населения" следует признать незаконным.
То есть решение ВСУ фактически отменяет существующий набор потребительской корзины, на основании которого рассчитываются социальные стандарты - прожиточный минимум, минимальная пенсия, социальные пособия и т. п.
В теории теперь правительство должно заново сформировать потребительскую корзину, которая будет полнее и, соответственно, дороже. Как следствие, вырастут прожиточный минимум и "привязанные" к нему социальные выплаты: пенсии, пособия и прочее.
Но не исключено, что на практике все может случиться по-другому.
"КП" в Украине" ранее писала о том, что иск о незаконности потребительской корзины подал руководитель проекта "Открытый суд" юрист Станислав Батрин еще в далеком 2015-м.
В сентябре 2015-го Окружной административный суд Киева признал действия Кабмина по установлению размера прожиточного минимума на 2015 год без проведения и учета результатов научно-общественной экспертизы сформированных набора продуктов питания, набора непродовольственных товаров и набора услуг для установления прожиточного минимума противоправными. Кабмин обязали провести научно-общественную экспертизу наборов продуктов, непродовольственных товаров и услуг, а также пересмотреть содержимое этих наборов для основных социально-демографических групп населения.
Скрепя сердце, правительство пошло на попятную и таки пересмотрело корзину в 2016-м. "КП" в Украине" еще тогда внимательно проанализировала и сравнила новые и старые наборы, и убедилась: Остап Бендер просто отдыхает! Оказалось, что в новой корзине практически ничего не изменилось, и совершенно незначительные отличия можно отыскать разве что под лупой.
О количественном и качественном составе потребительской корзины мы писали не раз: многие нормы настолько мизерны и нелепы, что их даже стыдно обсуждать. И изменения 2016 года оказались очень "аккуратными".
Например, в продуктовом наборе вместо 14 кг говядины и 2 кг баранины записали 16 кг говядины, а вместо 18 кг моркови и свеклы – 9 кг моркови и 9 кг свеклы. Это, конечно, все меняет. Сразу видно – улучшения налицо!
При этом, как и раньше, основу рациона украинца должны составлять хлеб и картошка – видимо, как продукты, дешевле которых найти что-то трудно. Хлеба трудящемуся украинцу положено 277 граммов в день, картофеля – 260 граммов. Добрать калорий с помощью других блюд не получится, поскольку дозы некоторых продуктов трудно разглядеть даже под микроскопом. 35 граммов сладостей, 13 граммов сливочного масла, 9,5 граммов сыра и – внимание! – 5 граммов сала – все это суточная норма потребления продуктов в нашей стране взрослым трудоспособным человеком. Пенсионерам отпущено и того меньше.
Еще более печально выглядит перечень непродовольственных товаров и услуг, особенно в сравнении с другими странами. Скажем, если в современной потребительской корзине американца помещается автомобиль, то в украинской нет места даже для велосипеда. Впрочем, в отечественной авоське нет и многого другого.
Один галстук на 10 лет, пара брюк и рубашка на 4 года, одна пара сапог на 5 лет, одно махровое полотенце на 8 лет - согласитесь, это нельзя назвать не только "стандартами жизни", но и "стандартами выживания"! Женщинам полагается покупать одну юбку на 5 лет (пенсионеркам - на 6 лет), одно полушерстяное платье на 5 лет и одно хлопчатобумажное на 3 года, один свитер на 3 года (пенсионеркам - на 6 лет), а брюки дамам не положены вовсе.
Список можно продолжать, но вряд ли в этом есть смысл.
Но вернемся к решению суда о незаконности корзины.
- Формально в стране судебные решения должны выполняться, плюс само по себе отсутствие акта, который определяет потребительскую корзину, является недопустимым, - отметил юрист Андрей Вигиринский. – Так что нужно собирать комиссию и приступать к разработке акта, хотя на его суть и содержание судебное решение не повлияет. У Кабмина есть около пяти месяцев, чтобы формально иметь нормативно-правовой акт, необходимый для разработки бюджета. В случае невыполнения истец может обратиться в органы с заявлением о преступлении, предусмотренном ст.382 УК, но у нас, если честно, этим не сильно можно кого-то напугать.
И, наконец, говорит Вигиринский, для народа это не будет иметь никакого значения, ведь реальную стоимость продкорзины не заложат в бюджет в виде нового прожиточного минимума в силу отсутствия денег. Украинский бюджет не вытягивает даже прежние расходы на "социалку".
- Мы приходим к тому, что сама по себе корзина нежизнеспособна и не играет никакой роли, хотя от нее и отталкиваются все социальные стандарты в нашей стране, - отметил в комментарии "КП" в Украине" генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
По словам эксперта, по хорошему Кабмин должен был бы пересмотреть корзину и обновить ее как по ассортименту, так и по сумме. Но сейчас никто этого делать не будет.
Дело в том, поясняет Дорошенко, что в преддверии выборов все хотят быть "добрыми". Но в случае с потребительской корзиной добрыми быть не получится – что бы с ней ни сделали, на новаторов обрушится исключительно критика. К тому же, пересмотр корзины должен повлечь за собой и повышение соцстандартов, но на это сейчас нет финансовой возможности. Так что проще оставить все так, как есть, и ничего не делать.
Что же это получается? Столько работы, потраченного времени, судов – и все напрасно?
Алексей Дорошенко уверен, что нет, и поясняет: если ничего не делать, то вообще никогда ничего не поменяется. А сейчас уже есть судебное решение, да и внимание к этой теме привлечено немалое, так что дело постепенно сдвигается с мертвой точки.
И хотя, резюмировал эксперт, 2019-й мы пройдем с этой корзиной, не исключено, что к ее пересмотру мы вернемся уже в 2020-м.
Некоторые эксперты говорят о том, что сейчас произошел юридический казус: суд, отменив постановление Кабмина, вернул еще худшее постановление.
Однако Станислав Батрин в комментарии "КП" в Украине" уточнил: мы не возвращаемся к корзине 2000 года, поскольку последний раз ее можно было использовать в 2005 году, что было установлено судом в ходе рассмотрения судебных дел о незаконности прожиточного минимума. Так что на сегодня корзины просто нет.
- Мы последовательно доказываем в суде, что потребкорзина, утвержденная в 2016 году, является обманом, - говорит Батрин. - В действительности в 2016-м была лишь "актуализирована" корзина 2000 года. Именно на основании этой "честной" потребкорзины, с 1 января 2017 года правительством установлен прожиточный минимум на одного человека в размере 1544 грн, с 1 января 2018-го - 1700 грн. То есть правительство считает, что нам этих денег достаточно, чтобы удовлетворить свои потребности на достойную жизнь. Мы не считает что это справедливо и законно, и не считаем, что это правда.
Относительно выполнения решения суда юрист также настроен вполне оптимистично и говорит: Кабмин просто не может его не выполнить.
По словам Станислава Батрина, "Открытый суд" готовит резонансные действия, о которых он сообщит в ближайшие дни.