14 ноября
Загрузить еще

Супермаркеты снижают наценки на продукты и технику

Супермаркеты снижают наценки на продукты и технику
Фото: - Почему в магазине мясо по 40, а у вас - по 70?
- Так разве там мясо?!

Статистика показывает, что финансовый кризис в той или иной степени затронул более 80% компаний, работающих в Украине. Соответственно, приблизительно такой же процент работающего населения ощутил изменения в экономике. В отсутствие кредитования со стороны банков большинство украинцев затягивает пояса и откладывает дорогостоящие покупки на потом.

Все это приводит к тому, что меняется и структура расходов украинцев. Что же принесет финансовый кризис отечественной рознице и нам, покупателям?

Такая разная инфляция

По официальной статистике, в прошлом месяце цены в Украине выросли на 1,7%, а с начала года инфляция составила 18%. Такие данные опубликовал Госкомстат.

Больше всего за последний месяц подорожали: 

  • услуги связи - на 4,6%, 
  • алкогольные напитки и табачные изделия - на 4,5%, 
  • услуги ЖКХ - на 4,4%.
  • Цены же на продукты питания повысились на 1,1%.

А вот по прогнозам Международного валютного фонда, инфляция в нашей стране за 2008 год достигнет 25,5%. 

Однако надо понимать, что данные Госкомстата справедливы для наиболее бедных слоев общества. Дело в том, что в состав потребительской корзины ведомства входят наиболее дешевые продукты питания и их удельный вес там высок. Другими словами, инфляция в 18% справедлива для тех семей, которые 60-70% своего дохода попросту проедают.

К сожалению, государственные ведомства не оценивают инфляцию потребительской корзины для представителей среднего класса. Вместо них это делают журналисты.

Так, по данным еженедельника «Деньги», в октябре потребительская корзина для среднего класса подорожала на 3,52%. Такое повышение спровоцировали скачки курса доллара. По данным издания, промтовары в среднем выросли в цене на 20%, что подняло стоимость потребительской корзины в целом. Однако с начала года инфляция для среднего класса составила 12,4% (сравните с официальными 18%).

А вот в зверском росте цен на промтовары обвинили доллар. Вернее, скачки его курса, которые наблюдались как раз в октябре.

Пережить бы Новый год

Как отмечают специалисты, украинцы начинают «ужиматься» - денег в кошельках становится все меньше, кредитов банки не дают, над многими нависла угроза увольнения... Волей-неволей средний класс начинает экономить. Такие потребительские настроения инфляцию должны понизить.

С другой стороны, у производителей и продавцов тоже кризис, им тоже нужны деньги. Поэтому цены они будут повышать, тем боле перед Новым годом, пока бюджеты еще старые, а покупатели все равно будут сметать с полок подарки и продукты.

Но сейчас в некоторых супермаркетах цены на многие товары поползли вниз...

Супермаркеты заманивают клиентов

В конце октября спад продаж в сетях супермаркетов заставил продавцов объявлять акции по продаже тех или иных товаров. Так, одна из крупных оптовых сетей объявила о снижении цен более чем на 1000 наименований товаров. Как показал сравнительный анализ товарных позиций, некоторые модели бытовой техники и электроника в супермаркетах сейчас продаются дешевле, чем в интернет-магазинах, которые славятся своими низкими ценами.

В еще одной сети на 5-20% подешевело 200 товарных позиций. Как говорят продавцы, были снижены цены на куриное филе, сливочное масло, свежие овощи, кондитерские изделия, хлеб, молоко и мясо.

Также немного подешевела дорогая копченая колбаса, на радость обеспеченным покупателям. Но дешевая продукция исчезает с полок некоторых супермаркетов. Причина такого явления в том, что в октябре Кабмин наделил местные органы власти правом устанавливать граничные уровни рентабельности и торговых наценок производителям и реализаторам мясопродуктов. После распродажи товаров по новым ценам собственники торговых сетей отказываются от реализации тех продуктов, которые объективно оказываются дороже установленных граничных цен. Так, в Киеве стала пропадать дешевая вареная колбаса.

В то же время продавцы на рынках не спешат снижать цены. На прошлых выходных свинина в одном из супермаркетов продавалась по 35-40 гривен за кило. За аналогичный товар на базаре, расположенном в пяти минутах ходьбы, просили 60-70 гривен. На вопрос корреспондента «КП», почему здесь такие высокие цены, он был послан… нет, не туда, куда вы подумали, а в магазин, где мясо дешевле, и с комментарием: «А разве то - мясо?».

Словно услышав продавцов с рынка, президент предлагает отказаться от импорта дешевого польского мяса и перейти украинцам на дорогое, но свое. Но всем ли хватит на свое?

Под домом Martini не купить

Где-то полгода назад в одном из ночных ларьков в спальном районе столицы я увидел ассортимент алкоголя, которому мог бы позавидовать любой супермаркет. Рядом с дешевой водкой продавались виски, джин, текила, французский коньяк, дорогие вина и ликеры. В ответ на мое удивление супруга, которая по профессии маркетолог, сказала: «Значит, на этот товар есть спрос». Заглянув в тот же ларек неделю назад, я увидел, что от былого великолепия и следа не осталось. Кризис расставил все на свои места - теперь там продается отечественная алкогольная продукция средней ценовой категории.

К такому же выводу пришли и журналисты «Денег», которые исследовали пять сетей небольших «магазинов у дома». По сравнению с прошлым годом они сузили ассортимент и сократили перечень удобств для покупателей. Из пяти исследуемых сетей пункт обмена валют есть только в одном торговом зале. По ценам они тоже частенько проигрывают крупным супермаркетам.

Так, журналисты пытались купить один и тот же набор продуктов, который может понадобиться в любой день для пополнения запасов в холодильнике. В этот набор включили: 1 кг охлажденной курятины, питьевой йогурт (0,5 л, картонная упаковка), сметану (350 г, 20%), 1 л молока, 1 кг яблок, 1 л апельсинового сока, бутылку светлого пива (0,5 л).

По идее, в любом продуктовом магазине такой набор еды точно должен быть. Но, как ни странно, в некоторых маркетах даже из такого маленького списка чего-то не находилось. 

При таком раскладе мини-магазины могут потерять часть своих клиентов. Ведь для многих представителей среднего класса значительно важнее купить нужный ему продукт в одном месте, и при наличии машины он будет закупаться раз в неделю в крупном супермаркете, невзирая на то что цены там могут быть выше.

Украинцы экономят на автомобилях и бытовой технике

Несколько недель назад «Комсомолка» уже писала о том, что согласно опросам украинцы во время кризиса готовы экономить на одежде (31,4%), продуктах питания (24%), отдыхе (22%).

Но не собираются отказываться от покупки автомобилей и квартир. Только 18,8% респондентов заявили, что не будут покупать во время кризиса дорогие вещи.

Однако отсутствие покупателей из-за практически полного замораживания кредитования уже ощутили автодилеры. Уровень продаж у них сократился в 2-3 раза, и они вынуждены прибегать к всевозможным акциям. Казалось бы, тут все понятно, у людей нет денег на такие дорогие покупки. Но денег нет и на бытовую технику.

Темпы снижения объема продаж бытовой техники в Украине в сентябре этого года установили своеобразный антирекорд. По данным исследовательской компании GfK Ukraine, за первый осенний месяц было продано бытовой техники на 13% в натуральном и на 2% в финансовом выражении меньше, чем в сентябре 2007 года. 

По данным аналитиков, такого падения не было на протяжении всех 14 лет, в течение которых компания изучала этот рынок. Ситуация в октябре должна выровняться благодаря росту потребительского спроса, который подогревался ожиданиями высокой инфляции. Население, забрав деньги с депозитов и не имея возможности купить резко подорожавший доллар, предпочло закупать бытовую технику. Из-за увеличения продаж некоторые сети начали новогодние акции. Но этот всплеск можно назвать последним аккордом потребительского бума.

Уже в ноябре финансовые средства населения будут тратиться совсем на другие цели. Как говорят эксперты, все больше людей будет думать, как выжить в условиях растущих цен и сокращения рабочих мест, а не над тем, как бы приобрести LCD-телевизор, ноутбук или холодильник.

А В ЭТО ВРЕМЯ

НБУ взялся повышать кредитную культуру

Главный банк приготовил «ликбез» для заемщиков

С четверга финансисты обязаны знакомить клиентов с подробной информацией по потребительскому кредиту. Нацбанк утвердил соответствующую памятку, которую финучреждения должны разместить для ознакомления во всех местах, где они оформляют договора на ссуды. 

В ней перечислены условия, которые заемщик имеет право узнать еще до подписания соглашения. Сюда относятся: возможная сумма, срок, на который кредит реально оформить, цели, на которые он выдается, формы и виды обеспечения, необходимость оценки имущества, тип процентной ставки (фиксированная или плавающая), порядок погашения, варианты досрочной выплаты, приблизительная общая стоимость займа. 

Кроме того, в памятке должны указываться координаты ближайшего территориального управления Нацбанка. Это нужно для того, чтобы потенциальный заемщик всегда мог пожаловаться на неправомерные действия финансистов.

А еще документ вежливо напоминает заемщику: «Банкам запрещено требовать от клиента приобретение каких-либо товаров или услуг у банка, или родственной, или связанной особы банка как обязательного условия предоставления банковских услуг».

Проще говоря, если вам навязывают полисы страхования компаний, которые связаны с финучреждением, заставляют оформлять документы у конкретного нотариуса, то вы вправе обращаться в НБУ. Также гражданам настойчиво рекомендуют взвешивать свои возможности, а не бросаться в кредитный омут без раздумий. 

Поскольку утвержденную Нацбанком памятку банкиры обязаны выставить на всеобщее обозрение, не исключены чисто технические проблемы. Дело в том, что текст занимает четыре печатных страницы формата А4. И если в отделениях их легко развесить по стенам, то, например, в супермаркетах электроники за столиками, где представители банков оформляют потребительские кредиты, места для «агитации» порой не хватает. Не говоря уже о том, что поблизости иногда просто нет свободных стен. А каждому объяснять подробности не хватит ни сил, ни времени.