За всю историю независимости в Украине еще не вводили военное положение, поэтому спрогнозировать его последствия сложно. Специалисты проекта "Цена государства" выяснили, как военное положение может повлиять на Государственный бюджет.
Представляем вам самые интересные моменты, объясняющие, что может измениться в финансовом плане для простых украинцев.
Социальные приоритеты уступают военным, говорится в отчете. Сейчас даже зарплаты, обслуживание долга, социальные платежи финансируют прежде всего. И даже если бюджет недовыполнен, учителя получают зарплату, а население - субсидии.
С введением военного положения приоритетность расходов может быть другой, и в случае недовыполнения кому-то может не хватить.
Более того, Кабинет Министров по согласованию с Верховным Главнокомандующим может принимать решение о порядке применения и размеров государственных социальных стандартов и гарантий (прожиточного минимума, минимальной зарплаты и т.п.).
Сейчас изменения законодательства, уменьшающие поступления или увеличивающие расходы, принимают не позднее 25 июля предыдущего года и вводят не раньше начала планового бюджетного периода.
В условиях военного положения значение закона о бюджете нивелируют частые и непредсказуемые изменения. Влияние Верховной Рады на бюджет уменьшается, возрастают возможности ручного управления и централизация. В частности, в случае перевыполнения или недовыполнения бюджета более чем на 15% правительство готовит изменения в бюджет.
Или наоборот - можно менять очень часто. Сейчас основания для изменения Закона о Государственном бюджете прописаны в Бюджетном кодексе Украины (ст. 52 ч. 1). Во время военного положения эти ограничения не применяют и изменить бюджет еще проще.
Сейчас перераспределение расходов государственного бюджета на централизованные мероприятия между административно-территориальными единицами осуществляется по решению Кабинета министров, согласованныму с комитетом по вопросам бюджета.
На местах в случае необходимости по решению Президента Украины могут начать свое действие военные администрации. Введение этих администраций означает больший уровень централизации. Осуществляются также полномочия по составлению и утверждению районных, областных бюджетов, внесение изменений, утверждение отчетов об их выполнении; распределение переданных из государственного бюджета средств в виде дотаций, субвенций соответственно между районными бюджетами, местными бюджетами городов областного значения, сел, поселков, городов районного значения; могут устанавливать новые ставки налогов и вводить льготы по уплате местных налогов и сборов.
Так, Закон Украины "О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения" определяет, что принудительное отчуждение имущества в условиях военного положения предполагает предварительное полное возмещение стоимости такого имущества или следующее полное возмещение его стоимости, возврат такого имущества на условиях, определенных законом, предоставления другого имущества взамен.
Предусмотрено предоставление помощи владельцам квартир (домов) в их восстановлении в случае повреждения в результате проведения боевых действий, террористических актов, диверсий; организации за счет собственных средств и на паевых началах строительства, реконструкции и ремонта объектов коммунального хозяйства и социального назначения, жилых домов, а также дорог местного значения; выполнение или делегирование на конкурсной основе генеральной строительной организации (подрядной организации) функций заказчика на строительство, реконструкцию и ремонт жилья, других объектов социальной и производственной инфраструктуры коммунальной собственности.
Военным администрациям может быть необходимо обеспечивать охрану правопорядка, на что у них появляются дополнительные полномочия силовых структур. Это касается и организации эвакуации населения, обеспечения в случае необходимости водой, лекарствами, едой, усиления контроля документального подтверждения лиц и т.д.