22 декабря
Загрузить еще

Плюсы и минусы легализации евроблях: новые цены, штрафы и такси

Плюсы и минусы легализации евроблях: новые цены, штрафы и такси
Фото: Фото: facebook.com/AESUkraine

В четверг парламент принял два законопроекта, которые, с одной стороны, позволяют легализовать автомобили на европейских номерах, но с другой – вводятся штрафы, которые фактически ставят евробляхи вне закона. Рассмотрим все нюансы подробней.

Растаможка: льготная, но не дешевая

Первым был принят законопроект 4787, который ввел льготную растаможку для всех БУ автомобилей из Европы. Правда, "евробляхеры" остались недовольны новым механизмом.

Суть в том, что депутаты снизили только акцизный сбор. Кроме него, есть еще ряд налогов и сборов.

Например, за двухлитровую десятилетнюю бензиновую машину акциз составляет 1000 евро. В первые 90 дней можно будет растаможить такую машину за половину суммы, то есть за 500 евро.

Но кроме акцизного сбора есть еще таможенная пошлина (10%), НДС (20%) и налог в Пенсионный фонд (3%). Размер этих налогов зависит от цены автомобиля. В итоге, за машину, купленную за 2,2 тысячи евро даже по льготной ставке придется заплатить налогов почти на 1700 евро, что равно почти стоимости автомобиля. Если машина старше и дешевле, то налоги могут составлять больше, чем она стоит.

Естественно, что такой порядок растаможки не удовлетворил "евробляхеров", которые говорили, что они готовы платить за легализацию не более 300-500 евро. А по новой формуле речь идет о тысячах.

Ассоциация "АвтоЕвросила", объединяющая водителей автомобилей на еврономерах, уже заявила, что недовольна принятым в парламенте законопроектом. И обещает новые протесты.

- Закон приняли с правками  автоолигархов, против народа, - заявили в ассоциации. - Все области готовятся к всеукраинской акции протеста для ветирования этого закона президентом.

А их лидер демонстративно сжег автомобиль Land Rover, на котором ездил.

Штрафы: запрещены такси на евробляхах и езда по доверенности

Второй принятый депутатами законопроект ввел штрафы за нарушение при ввозе евроблях в Украину.

Во-первых, запрещается езда по доверенности. Согласно документу, лицо, которое ввезло в Украину автомобиль в режиме транзита или в режиме временного ввоза, не сможет передать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам. Также будет запрещено использование такой машины для предпринимательской деятельности или для получения дохода, то есть в такси.

За нарушение установленных правил предусмотрен штраф в размере 34 тыс. грн. Первая фиксация указанных нарушений работниками Нацполиции предусматривает взыскание 8,5 тыс. грн, повторная фиксация - 17 тыс. грн, лишение права управления на год и изъятие авто.

Также увеличиваются штрафные санкции за нарушение сроков перемещения транспортных средств личного пользования в таможенном режиме и режиме транзита.

За превышение срока:

  • от 10 до 20 суток устанавливается  штраф в размере 8 500 гривен;
  • от 20 до 30 суток - 85 000 гривен,
  • более чем на 30 суток - 170 000 гривен или его конфискация  по решению суда.

Проблемы легализации

Как говорят эксперты, самый большой вопрос в организации процесса растаможки "евробляхи" будет заключаться в том, что по документам эти машины украинским водителям не принадлежат. Чаще всего они оформлены или на фиктивную иностранную фирму, или же на обычного жителя Европы.

Теперь придется искать владельцев этих авто, которые не факт что согласятся оформлять договор купли-продажи, чтобы передать право собственности на автомобиль украинскому водителю.

Директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Украины Олег Назаренко уверен, что если у человека на руках будет такой договор, то он сможет оформить растаможку без выезда за границу, на внутренней таможне. Если же договора не будет, то могут возникнуть сложности.

Еще один важный момент – многие авто на еврономерах уже просрочили сроки выезда из Украины. Поэтому перед перерегистрацией им придется оплатить штраф, который на сегодня составляет 8500 грн.

Что будет с ценами

На новые автомобили принятый закон никак не повлияет. При этом для б/у авто убрали ограничение на ввоз машин с экологической нормой ниже Евро-5.

- Депутаты разрешили ввозить любые дымящие и чадящие развалюхи, но оставили запрет на ввоз  новых авто ниже Евро 5, - поясняет Олег Назаренко. – То есть, по логике депутатов новое авто даже с нормой Евро-4 для экологии хуже, чем коптящая б/у машина, которая не отвечает никаким нормам.

При этом закон касается растаможки любых б/у авто из Европы – и уже ввезенных, и тех, что ввезут в будущем. То есть можно будет ехать и выбирать себе автомобиль по новым правилам. Если успеть в трехмесячный срок после вступления закона в силу, то можно будет получить 50% скидку на акцизный сбор. По словам эксперта, для б/у авто ставки акциза были снижены в 5-38 раз.

Все это приведет к снижению цен на старые авто и в Украине. Для тех, у кого нет машины, это позитив. Ведь они смогут купить неновую машину дешевле. А вот для автовладельцев, которые планировали продать старую машину и купить новую, – негатив.

- Для этого нужно свое старое авто продать, - говорит Олег Назаренко. - А оно в ночь вступления закона в силу (Он еще не опубликован, так как не подписан президентом, и когда это случится – неизвестно. – Ред.) станет на 20-30% дешевле.

Уйдут ли "бляхи" из такси

Не секрет, что множество "евроблях" работают в режиме такси. Таким образом таксисты уменьшают свои расходы. И похоже, в ближайшее время ничего  в этой сфере не изменится.

Несмотря на то, что Рада ввела запрет на использование этих машин в предпринимательской деятельности или для получения дохода, то есть, в службах такси, первые полгода будет действовать переходный период, в течение которого никто эти авто трогать не будет. Так что пока "бляхи" продолжат приезжать на вызовы.

Через полгода ситуация на дорогах будет зависеть от того, начнут ли полицейские массово останавливать машины с еврономерами и проверять сроки их ввоза. Если да, то и из такси такие машины уйдут.

Если же массовых проверок не будет, то ситуация вряд ли изменится. Дело в том, что машин на иностранных номерах в официальных службах такси нет. Зато они массово присутствуют в таких сервисах, как UBER или "Уклон". При этом последние себя службой такси не называют. Ведь у них нет собственного автопарка, они всего лишь посредники между пассажиром и водителем.

По разным оценкам, в Украине рынок такси на 90% находится в тени.

Новости по теме: евробляхи Штрафы