Депутаты наконец-то проголосовали за законопроект, который позволит легализовать автомобили на еврономерах. После первого чтения законопроект претерпел сразу несколько изменений.
Во-первых, изменили ставки акцизного налога и сделали их дифференцированными в зависимости от объема двигателя. По информации председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, теперь на авто с бензиновыми двигателями объемом до 3000 куб. см базовая ставка акцизного налога составит 50 евро, а для более объемных - 100 евро.
Аналогично для дизельных авто: 75 евро для машин с объемом до 3500 куб. см и 150 евро - для более кубатурных. Но это лишь базовая ставка. Далее она подставляется в специальную формулу: размер акцизного налога равен базовой ставке, умноженной на коэффициент двигателя и коэффициент возраста. При этом коэффициент двигателя исчисляется делением объема двигателя на 1000, а коэффициент возраста - количеством полных календарных лет с года, следующего за годом производства авто, до года определения ставки налога.
Кроме того, депутаты ограничили максимальный коэффициент возраста на уровне 15 лет. Даже 20-летний автомобиль будет растаможиваться с коэффициентом 15. По сути, это же изменение открывает дорогу в Украину автомобилям с экологическими нормами ниже Евро-5.
Еще одним новшеством является то, что вводится льготный коэффициент 0,5 для автомобилей, которые будут растаможены в течение 90 дней после вступления закона в силу. Правда, эта правка была внесена с голоса. Мы не видели еще окончательного текста закона.
Ассоциация "АвтоЕвросила", объединяющая водителей автомобилей на еврономерах, уже заявила, что недовольна принятым в парламенте законопроектом. И обещает новые протесты.
- Закон приняли с правками автоолигархов, против народа, - заявили в ассоциации. - Все области готовятся к всеукраинской акции протеста для ветирования этого закона президентом.
Такая реакция не удивляет. Дело в том, что все эти годы в ассоциации говорили, что они готовы платить за растаможку не более 300-500 евро. А по новой формуле речь идет о тысячах евро.
Опрошенные нами эксперты уверены, что проблему евроблях закон не решит. Ведь депутаты пытаются бороться с последствиями ввоза машин в Украину, а не перекрывают всю серую схему.
- Самое любопытное, что этот закон не останавливает процесс ввоза машин в Украину, - говорит экономист Андрей Блинов. - Сначала должна перекрываться схема. Потом можно решать, что делать с завезенными машинами. Евроблях сейчас уже под миллион.
Экономист Даниил Монин считает, что часть водителей воспользуется схемой льготной растаможки и переведет машины на украинские номера. Но это сделают далеко не все.
- Часть точно заплатит, - говорит Даниил Монин. - Часть точно нет. Если цена привезенного авто 1 тысяча евро, то какой смысл платить налоги, которые больше, чем стоимость самой машины?
Поэтому по Украине и дальше будут ездить машины с европейской регистрацией, ведь схемы никуда не делись. На сегодня они выглядят так.
Первая подходит для жителей приграничных областей и заключается в том, что человек покупает в Украине или за границей нерастаможенный автомобиль. Оформляется он на покупателя, и чтобы его не растаможивать, нужно каждые пять дней пересекать границу через одну и ту же таможню. Либо каждые 10 дней, если авто въезжает через один пункт пропуска, а выезжает через другой.
Вторая схема подходит для всех остальных водителей, живущих далеко от границ и не имеющих возможности часто пересекать пункты пропуска. Выглядит это так: регистрируется фиктивная иностранная компания, на которую и оформляется автомобиль, а водителю выдается документ, что он якобы работает в этой иностранной компании. В этом случае, согласно Стамбульской конвенции, машина попадает под категорию коммерческого транспорта, а ее ввоз на территорию другого государства возможен сроком до года без уплаты таможенных платежей. По прошествии года можно снова пересечь границу и заехать в Украину еще на год.
Плюсы первой схемы очевидны - машина ваша, и в случае необходимости вы можете ее законно растаможить и зарегистрировать на украинских номерах. Из минусов - раз в десять дней нужно сделать круг через два пограничных пункта пропуска соседнего государства. Вторая схема опаснее - машина формально вам не принадлежит, и в любой момент иностранная фирма может потребовать ее вернуть. С другой стороны, водитель такой машины не должен регулярно ездить через границу.
Формула выглядит так:
базовая ставка х коэффициент двигателя х коэффициент возраста = сумма акцизного налога.
Например, имеем десятилетнюю машину с бензиновым двигателем объемом 2 литра. Базовую ставку в 50 евро необходимо умножить на 2 (2000/1000) и на 10 (возраст автомобиля). Получается 1000 евро. В первые 90 дней можно будет растаможить такую машину за половину суммы, то есть за 500 евро.
Но не забывайте, что это не все налоги. Кроме акцизного сбора, есть еще таможенная пошлина (10%), НДС (20%) и налог в Пенсионный фонд (3%). Размер этих налогов зависит от цены автомобиля.
Например, сколько придется заплатить за дизельный VW Golf 2008 года с мотором 1,9 литра? В Литве такую машину можно купить за 2200 евро. У нас же обойдется почти вдвое дороже даже при льготной растаможке:
Итого нужно заплатить налогов: 1671 евро.
Полная стоимость машины: 2200 + 1671 = 3871 евро.
При этом эксперты напоминают: база для налогообложения на таможне рассчитывается не по реальным сделкам, а по так называемой индикативной стоимости. То есть для каждого автомобиля определенного года выпуска есть таблицы его стоимости за рубежом. И если вы купили дешевле, то налог все равно придется заплатить с зафиксированной в таблицах цены.