Кабинет министров Украины разорвал Программу экономического сотрудничества с Россией на 2011-2020 годы. Об этом сообщил премьер-министр Украины Владимир Гройсман во время заседания правительства в среду.
Кабмин, в частности, остановил действие этого документа, а также поручил Министерству иностранных дел Украины в установленном порядке проинформировать правительство России.
Мнения экспертов по поводу того, как ситуация будет развиваться дальше разделились.
- Программа экономического сотрудничества между Россией и Украиной, принятая в 2011 году, предусматривает режим взаимных преференций в свободной торговле между странами, совместные скоординированные действия в инвестиционной сфере, в промышленности, в платежно-расчетных операциях, свободном перемещении граждан и прочее, - говорит аналитик ГК TeleTrade Владимир Чернобай. - Отмена его на практике может означать сокращение взаимной торговли , поставок промышленной продукции и сырья, ограничения в передвижениях людей между границами.
По словам эксперта, украинское правительство стремится ослабить взаимосвязь экономики с Россией, прежде всего, из политических соображений. А проявления и масштабы разрыва взаимоотношений будут зависеть от конкретики решений правительства и вытекающих из них подзаконных актов.
- Потеряют от этого обе стороны, - продолжает Чернобай. - Сузится рынок сбыта товаров, уменьшится производство для данного рынка, инвестиции, компании и население потеряют значительные доходы. Однако для Украины последствия, очевидно, будут более болезненными, чем для России. Взять, например, внешнюю торговлю. Россия по итогам 2017-го выступает самым крупным торговым партнером Украины. В прошлом году ввоз российских товаров поднялся на 39% и занимает долю в 14% от всего импорта Украины. Вывоз из Украины в Россию повысился за данный период на 9,6%, имея долю в 9% украинского экспорта. Для РФ же доля Украины во внешнеторговом обороте составляет менее 2%.
По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, данная программа больше касается сотрудничества между госпредприятиями, а частные компании без проблем будут сотрудничать и дальше.
- Не волнуйтесь - бизнес Порошенко не пострадает, и его компании и компании его соратников и дальше будут активно сотрудничать Россией, - говорит Охрименко. – Как, впрочем, и бизнес отдельных российских олигархов, которые в последнее время активизировали свой бизнес в Украине.
По словам эксперта, экспорт Украины в РФ упадет несущественно, а больше всего проблем возникнет у госпредприятий.
Напомним, что месяц назад в СМИ начали разгоняться очередной скандал по поводу того, что ГП "Антонов" продолжает сотрудничество с предприятием в РФ – выполняет обязательства перед авиакомпанией "Волга-Днепр". В руководстве ГП пояснили, что данная российская компания не входит в санкционный список СНБО, а все работы между предприятиями ведутся на основании межведомственных соглашений с министерствами, а также следуя письмам-разъяснениям Госэкспортконтроля. Кроме того, в случае отказа украинского предприятия выполнять свои обязательства пред российской стороной, в отношении "Антонова" не только могут быть введены санкции, но предприятие также может потерять статус разработчика авиационной техники.
- Теперь "Антонов" вряд ли сможет работать с россиянами, поскольку это госпредприятие, - считает Охрименко. – То же самое касается "Турбоатома", трудно сказать, как будет организована работа "Укрзализныци". Непонятно, что теперь будут делать в "Энергоатоме". Сейчас украинские горно-обогатительные комбинаты поставляют уран в Россию, и для нас продажа урана – очень важная статья экспорта. Теперь это под вопросом, так же, как и получение нашими АЭС ТВЭЛов (тепловыделяющий элемент – главный конструктивный элемент активной зоны ядерного реактора, содержащий ядерное топливо, - Авт.). В общем, проблем может возникнуть немало, но российская экономика от этого не рухнет. Фактически украинская власть вместо того, чтобы переиграть Россию в торговой война сама делает ходы, которые больше наносят вреда экономике Украины, чем России.
В то же время, по словам юриста Андрей Вигиринского, если не вводятся дополнительные запреты, а лишь денонсируются необязательные и неустанавливающие правила, то никаких последствий не будет. – Например, отказ от ТВЭЛов возможен лишь после того, как будут модернизированы загрузочные блоки на всех АЭС под американские кассеты, но об этом в ближайших 5-10 лет и говорить не стоит, - считает Вигиринский. – Чтобы отказаться от ТВЭЛов, нужно провести ремонт, наладку, испытания. Что касается "Антонова", то предприятие проводит ТО той техники, которой только оно может продлевать срок эксплуатации и летные часы, это не новое строительство и не покупки.
В любом случае, говорит юрист, для реализации программы необходима коммуникация на уровне правительств двух стран, которой давно уже нет. Так что разрыв сотрудничества – это просто политическая и информационная формальность. Хотя, можно назвать ее по-другому: приведение законодательства в соответствие с принятым законом, которым РФ была признана страной-агрессором.
- Разрыв этого документа на фоне того, что действует базовый договор между двумя странами и полноценные дипломатические отношения - это очередной фарс, направленный на получение правительством дополнительных баллов среди части электората, - считает Алексей Кущ. - Когда нет информационных поводов, связанных с ростом экономики, их пытаются создавать на другом поприще. В данном случае - поприще "разрывов". Вопрос взаимодействия Украины и РФ уже давно нужно ввести в русло специального закона, который бы урегулировал торговые, инвестиционные, экономические взаимоотношения с поправкой на войну, но в таком случае, чиновникам пришлось бы выполнять сухие нормы закона, а не в ручном режиме ограничивать импорт российского шоколада. Само по себе межправительственное соглашение - это условные "меха", которые могут наполниться лишь при эффективном взаимодействии двух стран, так что можно сказать, что данное соглашение уже давно "обнулилось".
7 июня 2011 года бывшие на то время премьер-министры России Владимир Путин и Украины Николай Азаров подписали Программу экономического сотрудничества двух стран на 2011-2020 годы.
Программа экономического сотрудничества отражает совокупность согласованных взглядов России и Украины на перспективы их долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества в экономической сфере как равноправных независимых государств-партнеров.
В программе рассматривались цели и средства развития российско-украинского экономического сотрудничества, его основные направления и приоритетные отрасли, а также ожидаемые результаты.
Ранее Министерство иностранных дел Украины подготовило предложения о выходе из органов СНГ и денонсации договора о дружбе с Российской Федерацией. А министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что Украина должна минимизировать торгово-экономические отношения с Россией.