Российское направление, так сильно мозолящее глаза министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, приносит "Укрзализныце" неплохие деньги.
Напомним, что в конце прошлого года Омелян сделал безапелляционное заявление: в случае прекращения транспортного сообщения с РФ Украина убытков не понесет. Эксперты тогда назвали это утверждение сугубо политическим, не имеющим ничего общего с объективной реальностью. А сейчас мнение экспертов фактически подтвердили и в самой "УЗ".
Отвечая на запрос издания "Левый берег", "Укрзализныця" назвала самые прибыльные и самые убыточные поезда 2017 года. Самым прибыльным поездом в прошлом году стал №5/6 Киев-Москва, а убыточным - № 70/69 Мариуполь–Львов.
Итак, самые прибыльные поезда 2017 года:
Прибыльными были и другие поезда в РФ, в том числе Хмельницкий-Москва, Львов-Москва, Ковель-Москва, Харьков-Москва, а также некоторые поезда, запущенные в прошлом году: №7/8 Киев-Ивано-Франковск, №11/12 Львов-Одесса.
В том, что из первой пятерки "самых-самых" три поезда идут в РФ, нет ничего удивительного: цены на билеты здесь по карману далеко не всем. Мы промониторили стоимость билетов на 23 февраля и выяснили, что купе в поезде Киев-Москва обойдется в 3507,01 грн, Москва-Одесса – 4269,59 грн, а Киев-Санкт-Петербург – 4205,47 грн.
С такими ценами трудно быть убыточными!
Однако в целом пассажирские перевозки дальнего сообщения были в прошлом году глубоко убыточными: общий убыток за 2017 год составил 3,5 млрд гривен.
5 самых убыточных поездов:
Два поезда из этого списка - Черновцы-Львов и Измаил-Одесса – уже отменены, несмотря на недовольство пассажиров. А в целом за прошлый год "УЗ" отменила семь убыточных поездов.
Для сравнения: стоимость купе в поезде Мариуполь-Львов составляет 348,01 грн. Но не обольщайтесь дешевизной: вам предложат услуги ровно на эти деньги или чуть меньше. Ехать придется более 28 часов, а с условиями поездки лучше ознакомиться заранее на форумах. Подавляющее большинство отзывов не внушают надежд на хорошую поездку: "будьте готовы мучиться долго и нудно", "все очень плохо", феерический ужас", "это просто что-то ужаснейшее", "грязь, вонь, тараканы" и т.д.
Справедливости ради отметим, что среди этой бочки недовольства есть маленькая ложечка удовлетворенных, но они и сами признают: им просто случайно повезло с вагоном и проводником одновременно.
Вообще логика в "УЗ" довольно странная: раз прибыльный – пусть ходит, а раз убыточный – то отменим. Еще больше ситуация усугубляется, если вспомнить заявление Омеляна, которому как раз не нравятся именно прибыльные поезда. Такими темпами через пару лет мы вообще без поездов останемся!
- Украинская железная дорога выполняет два вида перевозок – грузовые и пассажирские, причем первичны именно грузовые перевозки, - разъясняет ситуацию на рынке транспортный эксперт Василий Шевченко. – Изначально, когда Украина еще входила в состав большой страны, она была рассчитана на очень большие объемы грузовых перевозок. Сейчас во всем мире наблюдается большой спрос на сырье, и тот же Китай, который сегодня покупает сырье на постсоветском пространстве, ищет другие пути и более приемлемую логистику, чтоб до порта было относительно недалеко. Нашим экспортерам нужны низкие тарифы, так что за счет грузовых перевозок покрыть убытки будет сложно.
Раньше "Укрзалиныця" покрывала убытки за счет дотаций, но сейчас их нет. Насколько можно судить по предпринимаемым действиям, в "УЗ" видят всего два пути выхода из сложившейся ситуации: либо поднимать цены, либо отменять убыточные поезда. И в том, и в другом варианте забота о потребителе – нулевая. Но что же делать?
- А выход на самом деле очень простой: повышать эффективность, - говорит Василий Шевченко. – И один из способов повышения эффективности – допустить на рынок пассажирских железнодорожных перевозок частные компании, которые закроют все ниши. В этом случае свое слово скажет не чиновник, который привык росчерком пера "решать" подобные вопросы, а рынок.
Кстати, по словам эксперта, одной из причин убыточности и неэффективности является такой момент: порой пассажирские поезда тянут на себе грузовые локомотивы, потому что пассажирских просто не хватает. Но поскольку грузовые локомотивы рассчитаны на тысячи тонн грузов, затраты оказываются выше, а убытки - больше.
Эксперт напоминает, что для пассажира в поездке в первую очередь важны два момента – безопасность и комфорт. Что касается безопасности, то с этим у "УЗ" все в порядке: по статистике, железнодорожный транспорт является самым безопасным из всех существующих. А вот относительно комфорта этого не скажешь: недовольство поездами и обслуживанием сегодня критически высокое.
- Когда мы слышим слова "убыточный маршрут", то чаще всего понимаем это так: маршрут невостребованный, пассажирам не нужен, - говорит Шевченко. - Но давайте посмотрим на это с другой точки зрения и изучим, как растет количество маршруток в этих "убыточных направлениях". И исходя из того, как пассажиры "голосуют гривной", придем к выводу: получается, что даже в некачественной маршрутке сервис выше, чем в поездах "Укразализныци". Так что на самом деле дело не в том, что пассажиры "не хотят ездить", а в том, что они "не хотят ездить этими поездами".