- Когда начнется отопительный сезон?
- Решение о начале отопительного сезона принимается при условии, что трое суток температура воздуха держится ниже 8 градусов тепла. В учреждениях социальной сферы - садиках, школах, больницах – как правило, на неделю раньше, по индивидуальным заявкам. Конечно, нужно помнить, что после оглашения начала отопительного сезона нужно где-то 9-10 дней для того, чтобы развернуть систему. Ведь мы говорим сейчас о 2,7 тыс. км теплосетей, более 11 тысяч многоквартирных домов.
- Насколько столица готова?
- Ситуация по городу абсолютно нормальная: есть запасы угля на Дарницкой ТЭЦ, есть готовность жилищного фонда и социальной сферы.
Но хотелось бы обратить внимание на категорию домов, которые управляются ОСББ, жилищно-строительными кооперативами. Им необходимо ускорить работу по оформлению актов готовности к зиме. Этот документ нужен для пуска тепла.
- В каких районах Киева худшая ситуация с коммуникациями?
- Оболонский район, Нивки, часть Святошинского района и Соломенского. Именно там самые изношенные теплосети. Понимая это, мы все время держим в фокусе внимания вопрос оперативной ликвидации аварий. Например, в этом году в Дарницком и Днепровском районах нам вдвое удалось сократить время устранения повреждений.
- Есть ли полезные городские программы, связанные с утеплением жилья, экономией электроэнергии и так далее?
|
- Третий год работает программа "70 на 30%", когда большая часть затрат на модернизацию дома - 70% (установку теплопунктов, замену окон и дверей, утепление фасада и т.д.) - покрывается городским бюджетом. Модернизация предусматривает разные виды работ, направленных на улучшение технического состояния дома.
В этом году программа начала действовать и в тех домах, где ОСМД еще не создано. Программой занимается коммунальное предприятие "Київжитлоспецексплуатація".
- И сколько домов ею уже воспользовались?
- Общее количество домов в этом году - 135. Мы начинали с 15. В масштабах города это не много. Но если говорить о тенденции, то это хорошие показатели, по которым мы даже обогнали некоторые балтийские страны, у которых внедрены аналогичные программы. Там показателя, которого мы достигли за 3 года, добились за 7 лет.
Очень важно доверие людей и то, что программа приносит пользу людям в виде экономии на коммуналке. Когда мы приехала в один из домов после модернизации, то у них оплата за отопление оказалась в 2 раза ниже, чем в соседнем доме.
- Если создано ОСМД, разрешит ли ему город поставить на крыше солнечные панели и полностью перейти на питание от них?
- Конечно. Единственное - надо заказать проектную документацию, которая должна учитывать несущую возможность перекрытий кровли, чтобы избежать излишней нагрузки. Проект заказывается в любом проектном институте или организации, у которой есть лицензия. Думаю, предприятия, продающие солнечные панели, имеют опыт и могут подсказать, как это реализовать.
И, кстати, у нас по программе "70/30%" есть один дом, который желает установить такие солнечные панели. Практика для города относительно новая, и нужно ее изучить. Кроме того, несмотря на то что стоимость солнечных панель снижается, проект установки панелей окупается в достаточно длительный срок - 10-12 лет.
- С документами надо обращаться в районную администрацию?
- Да. Можно обратиться в наше коммунальное предприятие "Группа внедрения энергосберегающих проектов" на ул. Б. Хмельницкого, 3. Это структура, которая занимается именно инновационными технологиями, и там есть специалисты, которые могут все подсказать.
- Как быстро должны реагировать тепловики и снижать температуру батарей, если зимой на улице нет холодов?
- К сожалению, наши ТЭЦ не могут так быстро менять режим работы. Как демонстрирует мировая и европейская практика, более подходящим вариантом есть установка индивидуальных тепловых пунктов в каждом доме, которые в считаные минуты автоматически регулируют подачу тепла в зависимости от температуры на улице. Пункты позволяют экономить 20-30%, а то и больше тепловой энергии в весенний и осенний периоды, когда температура часто колеблется.
Сегодня город заканчивает программу установки счетчиков и начинает установку тепловых пунктов. В этом году имеется план на 200 тепловых пунктов. Стоимость его примерно 400 тыс. грн. в зависимости от мощности. Если воспользоваться программой "70/30%", то 30% от этой суммы окупится за 1-2 отопительных сезона. Очень выгодная инвестиция.
Во-первых, улучшится циркуляция теплоносителя. Очень много случаев, когда на верхних этажах жарко, а внизу холодно. Это следствие разбалансировки системы теплоснабжения дома. Во-вторых, у нас есть около 2000 домов, где открываешь кран и ждешь, пока стечет холодная вода, чтобы пошла горячая. А счетчик считает. Эту проблему решает только оборудование внутри дома.
Кроме того, в городе действует программа "теплых кредитов". Чтобы люди не платили большие проценты (около 20%) при получении кредита на термомодернизацию дома, мы 30% от тела кредита компенсируем средствами городского бюджета. А государство компенсирует 40% от стоимости материалов. Получаются очень выгодные условия получения кредита. Так вот если объединить программу "70/30%" и кредитную программу, получается, людям надо собрать только 10% от необходимой суммы. Например, при необходимых 400 тыс. грн. предстоит собрать только 40 тыс. грн. Если это 100-квартирный дом, выходит по 400 грн. с квартиры. Эта сумма вернется за несколько месяцев отопительного сезона.
- Можно ли обратиться с просьбой прекратить отапливать лестничные клетки?
- К этому вопросу нужно подходить очень взвешенно. Да, это уменьшит потребление тепла всего дома, но будет больше потерь через ваши входные двери, да и в квартирах тоже станет холоднее, потому что на лестничной клетке температура упадет. Возможны проблемы с влажностью, появятся плесень, грибок.
Но если на лестничной клетке установлены пластиковые окна и все хорошо, жарко, то необходимо общее решение жильцов дома. С заявлением и протоколом с подписями обращайтесь в районную администрацию, и если технически все нормально – отключим.
- Даже если дом не ОСМД?
- Да. Закон дает право любой домовой общине принимать решение касательно управления домом. Голосуется площадью владельцев квартир - достаточно 75% голосов.
- Кто отвечает за теплопотери трубы во дворе - до входа в дом?
- Сегодня за это отвечает компания "Киевэнерго". Вы платите только за то, что поступило вам в дом. По счетчику.
- Во всех ли домах стоят общедомовые счетчики тепла?
- Киев – лидер по установке домовых счетчиков, ими оборудовано 97% домов. Осталось около 1000, где счетчики технически нельзя установить. Но мы инициировали изменения в законодательстве, которые дали возможность начислять жителям по среднему показателю счетчиков, стоящих в других домах, благодаря чему в прошлом году сэкономили 224 млн грн. киевлян. И если утвержденный тариф за 1 кв. м. более 32 грн., то по факту отопительного сезона получилось около 24 грн.
Доставляются счетчики, где они сломаны либо украдены (около 300 штук).
- 300 счетчиков – это много…
- Краж очень много. Поэтому мы внедрили программу, которая сохранит имущество дома. За счет городских средств ставится сигнализация, которая выводится на пульт полиции охраны. С жильцов требуется только абонплата: если разделить на все квартиры, то получается около 5 грн. в месяц. Это важно не только с точки зрения сохранности, но еще и безопасности дома. Полиция охраны при желании ставит кнопку быстрого вызова: если что-то во дворе происходит – кнопку нажали, и полиция приедет через 3 минуты.
- Чем закончилась попытка навести порядок с самовольным отоплением балконов и пристроек?
- Мы закончили проверку и нашли неучтенными 82 мансарды, 795 пристроек к квартирам, 80 балконов с вынесенными радиаторами, 387 незарегистрированных офисов, неучтенных порядка 100 кранов горячей воды, 31 офис в жилых помещениях, 14 самовольно занятых площадей.
И это лишь часть. Потому если есть нарушения – не молчите, это ваши деньги! 15-57 – горячая линия по ЖКХ, можно оставить информацию инкогнито.
- Какое наказание грозит нарушителям?
- Штраф - 1700 грн. за самовольное подключение. Кроме того, "Киевэнерго" должно скорректировать оплату, доначислив суммы нарушителям. А ваши счета - уменьшить.
- Почему город не вмешивается в отношения между людьми и "Киевэнерго"? Их офисы уже громили за наплевательское отношение к клиентам. Можно оставаться в стороне, но если вдруг начнутся массовые бунты?
- Мы никогда в стороне не стояли и не стоим. Три раза в неделю встречаемся с "Киевэнерго" и ведем диалог. Есть плюсы - появились центры обслуживания клиентов "Киевэнерго". Они удобные, современные. Возможно, их не так много. Конечно, нужно лучше работать абонентским службам. Это касается всех поставщиков коммунальных услуг. В каждом районе города мы открыли по одному современному Центру коммунального сервиса, для того чтобы взять определенную нагрузку на себя. Эта сеть будет расширяться становиться лучше и качественнее, чем сейчас.
- Расторгает ли город договор с "Киевэнерго"?
- Мы завершаем вместе наступающий отопительный сезон и в 2018 году расторгаем договор. Прогнозируем, что на его место придет городское коммунальное предприятие.