Если протест не можешь остановить, то его нужно возглавить. Видимо, к такому выводу пришли на Банковой, и узаконили транспортную блокаду зоны АТО решением СНБО. Формальным поводом для этого стала "национализация" украинских предприятий самопровозглашенными властями "ЛНР" и "ДНР". Решение, правда, временное и будет действовать до возвращения под юрисдикцию Украины захваченных предприятий, стоимость которых оценивается в 2 млрд долларов. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем что-то временное.
Чем же грозит Украине разрыв экономических связей с ОРДЛО?
Уголь поедет из России
Простого человека в первую очередь интересует вопрос, грозят ли нам веерные отключения в связи с тем, что не будет поставок донбасского антрацита, который нужен для работы ТЭС в пиковый период? И тут однозначного ответа эксперты дать не могут.
С одной стороны, запасы снижаются. По данным компании "Укрэнерго", угля на украинских ТЭС осталось на 24-74 дня. Меньше всего топлива на Приднепровской ТЭС (24 дня) и на Криворожской ТЭС (28 дней). Однако в любой момент эти запасы можно пополнить. Тем более что Украина во всю закупает уголь за рубежом. Причем больше всего топлива завезли из России. По данным фискальной службы, Украина приобрела у РФ с начала 2017 года каменного угля и антрацита на общую сумму $247 млн, что составляет 69,1% от общего импорта. Из США импортировала уголь на $65 млн (доля в импорте - 18%), из Казахстана - на $20,5 млн (5,7%), других стран - на $24,5 млн (6,8%).
То есть при желании - купить уголь за границей не проблема. Проблема – его более высокая цена. Энергетический эксперт Валентин Землянский прогнозирует, что в ближайшие полгода цена угля на мировых рынках будет почти в два раза выше, чем по формуле "Роттердам+", которая составляла 1730 грн. за тонну.
- Украина получит импортный уголь по цене около 3 тысяч гривен за тонну, - говорит эксперт. – Это в свою очередь окажет давление на курс гривны.
Также эксперты говорят, что дорогой уголь может спровоцировать новый рост тарифов на электроэнергию, которая и так дорожала 5 раз за последние два года.
Металлурги говорят о сокращениях
Схема работы подконтрольных металлургических предприятий на неподконтрольной территории была следующей – железорудное сыре добывалось на подконтрольной территории, отвозилось железнодорожным транспортом на меткомбинаты, находящиеся за линией разграничения, там перерабатывалось, откуда на нашу территорию уже приходила готовая продукция. Сейчас цепочка нарушена.
В объединении металлургических предприятий Украины "Укрметаллургпром" заявили, что из-за блокады выплавка стали упадет на 15% по сравнению с запланированными показателями в марте 2017 года - до 1,7 млн тонн с 2 млн тонн.
Кстати, страдают заводы и на нашей стороне. Так, Мариупольский меткомбинат им. Ильича и Днепровский меткомбинат испытывают дефицит металлургического кокса, также связанный с блокадой. Проблемы есть и у Авдеевского КХЗ, электроснабжение которого обеспечивается Зуевской ТЭС (энергохолдинг "ДТЭК"), расположенной на неподконтрольной территории, но работающей на углях газовых марок, поставлявшихся с подконтрольной территории.
По словам президента "Укрметаллургпрома" Александра Каленкова, соответственно потеря валютной выручки этих заводов в части металлопродукции составит около $0,6 млрд, сокращение численности персонала в связи со сниженной загрузкой может составить около 3 тыс. чел.
Эксперты говорят, что пока катастрофы для экономики нет, но предупреждают, что меткомбинаты нельзя останавливать.
- Прямо скажу, цифры не впечатлили, - говорит экономический аналитик Виталий Шапран. – Что такое 15% для отрасли, где колебания цен на железорудное сырье достигают плюс-минус 40% в год? Но у доменных печей и коксохимов есть другие нюансы, их нельзя просто так взять и остановить в ноль, они должны постоянно работать. Если блокада прекратит работу пары доменных печей, то это уже будет трагедией для собственников.
Пострадают от блокады и другие отрасли. По словам экономиста Андрея Блинова, в первую очередь это коснется строительной и транспортной сферы. Ведь грузоперевозки "Укрзалізниці" на 40% зависят от угля и продукции металлургии.
По словам эксперта, если блокада продолжится, то это может ударить по курсу гривны. Ведь недопоступления валютной выручки в страну могут составить от 1,5 до 4 миллиардов долларов при общем объеме украинского экспорта на уровне 35 миллиардов долларов в год.
На предприятиях в зоне АТО самый богатый человек Украины получал 10 % выручки
Больше других эти последствия уже коснулись самого богатого человека Украины Рината Ахметова. В последнее время дела у него идут, мягко говоря, не очень. В начале марта из-за "национализации" его предприятий в зоне АТО он вылетел из списка пятисот самых богатых людей планеты, по данным агентства Bloomberg.
Еще 20 февраля его состояние оценивалось в 4,44 млрд долларов, а к 28 февраля – на 780 миллионов меньше. Итого в среднем он терял около 100 миллионов долларов в день. В прошлом же году активы Рината Ахметова оценивались в 7,88 млрд долларов. Таким образом, за год бизнесмен обеднел более чем в два раза.
И хотя он еще не превратился из миллиардера в миллионера, потери его бизнеса оцениваются в сотни миллионов в год.
На оккупированной территории находятся четыре крупных угледобывающих компании, принадлежащих Ринату Ахметову. В прошлом году эти компании произвели 8 млн тонн угля. Несложно посчитать, что при стоимости угля на уровне 1730 грн./ тонна потеря выручки составит около 14 млрд грн., или почти полмиллиарда долларов. Но каковы реальные доходы олигарха от этой суммы, не знает никто. Ведь ходят слухи, что за этот уголь приходилось платить как сепаратистам, так и украинским силовикам, а также многим другим, кто обеспечивал беспрепятственную торговлю.
В металлургическом бизнесе у Ахметова, по разным оценкам, на предприятия, находящиеся в зоне АТО, приходится около 10% выручки. Компания Dragon Capital оценивает потери "Метинвеста" от остановки этих предприятий от $5 до $10 млн в месяц. При этом суммарный убыток "Метинвеста" от предприятий, находящихся под угрозой экспроприации сепаратистами во временно не контролируемой украинскими властями зоне АТО в Донецкой и Луганской областях, в 2014-2016 годах составил около 214 млн долларов. Такую информацию компания распространила в конце февраля на Ирландской фондовой бирже.
|
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Уголь хотят менять на руду
Проблема нехватки сырья и избыток угля заставляет представителей так называемых "ЛНР" и "ДНР" надеяться на помощь России. Главарь "ДНР" Александр Захарченко заявил, что первая партия из 95 вагонов угля была отправлены в РФ. Также в Донецке надеются, что нехватка сырья для металлургических заводов может быть решена с помощью России.
По данным российской прессы, первый шаг в этом направлении уже сделан. Зампред правительства РФ Дмитрий Козак на совещании в правительстве рекомендовал представителям холдингов "Металлоинвест" Алишера Усманова и "Северсталь" Алексея Мордашова обратить внимание на новый рынок сбыта железной руды.
Компании выразили готовность начать поставки в ближайшее время, сообщило российское агентство РБК. Для этого может использоваться посредничество Южной Осетии. Ведь торговать напрямую они не могут из-за возможности попасть под санкции.
Правда, в "Северстали" и "Металлоинвесте" опровергли эту информацию. В Кремле от рекомендаций правительства также открестились. Поэтому пока сложно понять, что это было – реальная попытка начать поставки сырья или просто фантазии сепаратистов.