Читатели "КП" в Украине" поделились с нами своими историями.
ИСТОРИЯ 1
"Купила целый ворох одежды!"
Марине повезло: пошла за джинсами, а купила целый ворох одежды - платье, три футболки, две майки, шорты, летнюю куртку и, что удивительно, джинсы. Пришла домой и обрадовалась еще больше: за два пакета одежды она заплатила чуть более 1200 грн., а ведь до распродажи этот же комплект одежды обошелся бы ей минимум в 6 тысяч гривен!
- До распродажи за 1200 грн. я бы даже джинсы не купила - они стоили 1290 грн., - радуется Марина. - И хотя мне эти майки-футболки были не особо нужны, все равно сэкономила. А заодно и гардероб обновила к следующему лету.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
- Если все купленные вещи нужны и важны, то Марина действительно совершила выгодные покупки и сэкономила, - говорит психолог Оксана Навроцкая. - Но наша покупательница сама признается, что большинство купленных вещей ей "не особо нужны" и изначально она шла в магазин за джинсами. То есть весь этот ворох одежды попадает в разряд спонтанных покупок, несмотря на самообман по поводу "обновленного гардероба на будущее лето". Велика вероятность, что платье и куртка через год разонравятся и не будут надеты ни разу, а футболки и майки в лучшем случае попадут в разряд "домашних". А все из-за того, что покупать только потому, что дешево, - это неправильная стратегия. Следует покупать то, что нужно, и в идеале покупка должна быть не дешевой, а действительно выгодной, с оптимальным соотношением "цена - качество".
Кстати, огромное снижение цены (а в данном случае нетрудно подсчитать, что скидка составила без малого 80%. - Авт.) свидетельствует о беспредельной наценке магазина. Стоит ли говорить, что оставшиеся 20% цены - это и есть истинная стоимость данной вещи, не помноженная на амбиции магазина.
ИСТОРИЯ 2
"После распродажи оказалось дороже, чем до"
Киевлянке Оксане повезло меньше: выбранная футболка после объявленной распродажи оказалась дороже.
- В конце июля я увидела симпатичную футболку в своем любимом магазине одной из популярных сетей. Правда, цена кусалась - 498 грн., поэтому я ее так и не купила, - рассказывает Оксана. - Поскольку я являюсь постоянным клиентом сети, мне периодически приходят от них разные информационные эсэмэски. И буквально через две недели пришло очередное сообщение: в магазине - распродажа. Скидки - от 20 до 70%.
Каково же было разочарование девушки, когда после обещанной акции футболка стала стоить еще дороже. На ней красовалась перечеркнутая "старая цена" 699 грн. и "новая цена" - 499 грн.
То есть "со скидкой" футболка стала на гривну дороже!
- Это было вдвойне неприятно из-за того, что произошло в любимом магазине, - признается Оксана. - Ощущение такое, что обманул близкий друг. Так что, несмотря на приверженность этому бренду и скидочную карту, решила сделать паузу и пока не пользоваться услугами этой сети.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
- Жирный крест на "старом" ценнике и вдвое меньшая "новая" цена творят с покупателем чудеса - рука так и тянется за кошельком! - смеется эксперт по розничной торговле Андрей Куценко. - Сегодня любой, даже очень дорогой товар можно приобрести со скидкой, что не остается незамеченным современным потребителем. Неудивительно, что коммерсанты всех мастей стремятся оказывать влияние на покупателя именно посредством небывалого снижения цен. Таким образом, количество залежалого товара на складах неуклонно уменьшается, а количество ненужного товара в потребительской корзине рядового покупателя так же неуклонно растет. Между тем обман тут кроется гораздо чаще, чем вы можете себе представить. И чтобы реально приобрести товар с хорошей скидкой и не попасться на удочку мифического "ценопада", нужно по меньшей мере быть постоянным клиентом данного магазина.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
"Приобретая товар со скидкой, покупатель получает моральное удовлетворение"
- Зачастую покупатели отдают свои деньги, не обращая внимания на очевидную ненужность приобретаемого товара, - говорит психолог Оксана Навроцкая. - Причина проста. Дело в том, что у современного человека неудача прочно ассоциируется с денежными потерями, а успех - с прибылью. И об этом прекрасно известно психологам, с которыми тесно сотрудничают крупные торговые сети. Покупая товар по цене ниже, чем она могла бы быть, потребитель получает немалое моральное удовлетворение, и именно это стимулирует его покупать ненужное, но дешевое.
СОВЕТЫ "КП"
Как не потратить лишнего и обезопасить себя от ненужных покупок
В ТЕМУ
Три по цене двух
Вам не нужен этот чудесный блестящий шарфик приятного морковного цвета? А два? А три, если они продаются по цене двух?
Это удивительно, но если на первые два вопроса среднестатистический покупатель, скорее всего, ответит отрицательно, то "выгодное предложение" заставляет сомневаться в правильности первоначального решения. Между тем, говорят психологи, самое время спросить самого себя: если мне не нужна даже одна такая вещь, куда я дену целых три? И вспомнить, что на самом деле фраза "две вещи по цене одной" на общечеловеческий язык переводится как "скидка 50% на все ненужное барахло".
КСТАТИ
Скидки охотятся за потребителями
"Синдром распродажи" - это относительно новый термин, введенный западными психологами в социальную психологию. Но он быстро докатился до нас, так что и в отечественных магазинах проявления такого синдрома уже далеко не редкость. Люди "подсаживаются" на распродажу довольно быстро - ведь ничто не привлекает среднестатистического покупателя больше, чем низкие цены. Об этом хорошо известно владельцам торговых сетей, поэтому акции и распродажи в столичных магазинах можно встретить чуть ли не ежедневно. Специалисты констатируют, что в эти периоды столичные торговцы зарабатывают гораздо больше, чем за все остальное время - ведь скидки существуют вовсе не ради удовлетворения потребностей экономных покупателей.
- Распродажи и скидки - превосходный инструмент для привлечения наибольшего количества клиентов. Ни одна реклама не привлечет столько потенциальных покупателей, сколько способна собрать вывеска "скидка 50%", - отметил "КП" в Украине" независимый эксперт в сфере розничной торговли Андрей Куценко. - У маркетологов нет двух мнений по этому поводу: вопреки распространенному мнению не потребители охотятся за скидками, а скидки охотятся за потребителями! И в большинстве случаев эта охота оказывается очень удачной.