25 ноября
Загрузить еще

Отчет правительства: текста много, сути – ноль

Отчет правительства: текста много, сути – ноль
Фото: Фото: REUTERS

Если кто подумал, что Яценюку в таком отчете особо писать и нечего, он сильно ошибся: документ разогнали на 160 страниц. Экономисты резюмировали коротко: чем больше текста, тем меньше сути. Действительно: цифр в отчете до обидного мало, а слов много. Основной смысл всех 160 страниц – "правительство работало работу".

Промышленность

"Спад производства в промышленности замедлился с 21,3% в начале года до 13,4% (в обрабатывающей промышленности – с 21,1% до 13,1%, добывающей – с 24,1% до 14,5%, в поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха – с 17,2% до 12%). Соответствующая динамика наблюдалась также в транспорте и торговле".

Комментарий эксперта

- Налицо манипуляция цифрами, – говорит экономист Андрей Мартынюк. – Производство сравнивается с соответствующим периодом предыдущего года. В начала 2014-го спад промышленности был еще не так заметен, и в сравнении с ним падение в январе 2015-го выглядит сокрушительным. Однако в декабре 2014-го правительство уже достаточно "постаралось", и поэтому падение "декабрь к декабрю" замедлилось.

Цены

"…Достижение стабилизации экономической ситуации, поддерживалось замедлением инфляционной волны. Так, если в апреле 2015 года в годовом исчислении цены выросли на 60,9 %, что прежде всего было обусловлено негативными последствиями обострения военного конфликта (паника среди населения), девальвацией национальной валюты и повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги (в частности природный газ и электроэнергию), то уже по итогам 2015 года рост цен составил 43,3%".

Комментарий эксперта

- Здесь мы наблюдаем тот же трюк, что и в предыдущем случае, - говорит Мартынюк. – Хотя даже если отвлечься от этой манипуляции, инфляция в 43,3% - это совсем не те цифры, которые позволяют говорить о "стабилизации".

Экономика

"Подводя итоги 2015 года, следует сказать, что несмотря на все сложные политические и экономические вызовы, которые предстали в 2015 году, задачи по восстановлению макроэкономической стабильности и прекращению падения экономики правительство выполнило".

Комментарий эксперта

- Такие заявления, мягко говоря, не соответствуют действительности, - считает финансовый аналитик Виталий Шапран. - Восстановления экономики не произошло в прошлом году и нет смысла сидеть и ждать, пока это произойдет в тяжелом для сырьевых рынков 2016-м. У правительства нет никаких идей, как оживить экономику, кроме как начать масштабную приватизацию.

Условия ведения бизнеса

"Улучшены условия ведения бизнеса в Украине… Проведен первый этап реформирования налоговой системы. Установлены нормы, которые позволили усовершенствовать систему администрирования налогов, сократить количество налогов и сборов, отчетов и соответственно временные затраты бизнеса на их подготовку, а также получить "каникулы" малому бизнесу – время без проведения проверок контролирующих органов и возможности для развития. В частности:

*сокращено количество налогов и сборов – с 22 до 11; *введен мораторий на два года на проведение проверок малого бизнеса с объемом дохода до 20 млн. гривен в год); *внедрена система электронного администрирования налога на добавленную стоимость".

Комментарий эксперта

- Электронное администрирование действительно ввели, но его эффективность не доказана, поскольку профицит поступлений формируется за счет девальвации, а минимизаторы как работали так и работают, - отметил "КП" в Украине" заместитель руководителя ОО "Публичный аудит" Андрей Вигиринский. - Для того, чтобы говорить о реальных результатах, нужны пару налоговых периодов при условной стабильности экономики, иначе это просто обман номинальными цифрами.

Мораторий на проверки был, его просто продлили, так что никакого достижения в этом нет.

Что касается налогов, то не стоит путать понятия оптимизации и сокращения. Сокращение подразумевает упразднение и уменьшение налоговой нагрузки, а оптимизация характеризуется облегчением порядка расчета базы, ставки и налогового платежа. Таким образом, в данном случае речь идет именно об оптимизации, ведь многие налоги было просто объединены. То есть речь идет, в лучшем случае, о том, что бизнес стал тратить меньше времени на подготовку отчетов, но не меньше отдавать государству, а в некоторых случаях даже больше.

ЖКХ

"С целью обеспечения безубыточной деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и погашения задолженности по разнице в тарифах Законом Украины “О Государственном бюджете Украины на 2015 год” была предусмотрена субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, отопление и поставки горячей воды, услуги по централизованному водоснабжению, водоотводу, которые производились, транспортировались и поставлялись населению и/или другим предприятиям централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения, которые предоставляют населению услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, которая возникла в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии и услуг централизованного водоснабжения, водоотведения, отопления и поставки горячей воды тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или органами местного самоуправления, в размере 2,9 млрд. гривен. Кроме того, на возмещение разницы в тарифах дополнительно предусмотрены средства в сумме 2,7 млрд. гривен".

Комментарий эксперта

- Фактически ничего не изменилось, - говорит эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский. - Бюджет продолжает дотировать монополиста, только теперь это делается в более извращенной форме. Для того, чтобы не было претензий со стороны МВФ, правительство просто усложнило схему.

Новая продовольственная политика

"Разработана Единая комплексная Стратегия по развитию сельского хозяйства и сельских территорий на 2015-2020 годы. Стратегия … определяет долгосрочную концепцию развития сельского хозяйства и сельских территорий, предоставляет базу для стабильной, предсказуемой и прозрачной правовой системы, направленной на улучшение делового климата, противодействие коррупции и стимулирования инвестиций для модернизации сельскохозяйственного сектора. Планируем, что на выполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией, будет привлечено 50 млн. евро на первом этапе".

Комментарий эксперта

- Единая комплексная Стратегия по развитию сельского хозяйства и сельских территорий на 2015-2020 годы – это, наверное, первый подобный документ в АПК, сделанный "не для галочки", - говорит глава Украинского товарищества экономических свобод Марьян Заблоцкий. - Для его разработки привлекались специалисты, мы его тщательно отработали в рабочих группах вместе с министерством, профильным комитетом. Это конкретный план действий организационных, законодательных и т.д. для того, чтобы государство не просто фиксировало успехи отдельных компаний на аграрном рынке, а действительно занималось разумной аграрной политикой.

Новости по теме: Книги отчет Кабмин