22 декабря
Загрузить еще

"Токсичные" сотрудники как распознать и что делать?

Фото: Активный «агрессор» способен испортить жизнь всей компании, однако работодатель не спешит от него избавляться. Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Но если в коллектив затесались "токсичные сотрудники", остальным покой только снится! Манипуляции, сплетни, грубые замечания не только приносят компании прямые убытки, но и делают жизнь коллег невыносимой изо дня в день! Что же делать окружающим, чтобы не "отравиться токсинами"?

Добро пожаловать в ад

- Новая работа стала для меня сущим адом, - рассказывает 35-летняя киевлянка Татьяна. - Внешне мое знакомство с коллективом прошло как обычно - новые коллеги казались приятными милыми людьми. А через две недели началось! По непонятным причинам меня буквально выживали из коллектива всеми возможными способами - от перешептываний за спиной до откровенно хамских реплик и замечаний. Казалось, против меня ополчился весь мир, однако когда мне удалось немного успокоиться и разложить факты по полочкам, поняла, что все это было инициативой одного человека. А остальные сотрудники либо поддакивали, либо молчаливо соглашались, либо просто оставались в стороне. 

Психологи комментируют: Татьяна столкнулась с типичным проявлением "токсичного" поведения. 

- "Токсичное" поведение - это прежде всего агрессия, - разъясняет психолог Марина Деркач. - Она может проявляться как распространением слухов и сплетен, так и уничижительным обращением и яростными нападками (подробнее см. Полезно знать). "Токсичный" сотрудник может использовать и совсем уж запрещенные приемы - высмеивание недостатков внешности, расистские или сексистские замечания и т.д. 

Также под "токсичным" поведением нередко подразумевают нарушение дисциплины, злоупотребление алкоголем и наркотиками, мошенничество, манипуляции людьми. В любом случае самым опасным в поведении "токсичного" сотрудника является то, что он пытается вовлечь в свои грязные игры как можно больше коллег. 

Минус $12,5 тысячи в год

Ученые из Гарвардской школы бизнеса выяснили: не нанимая на работу "токсичных" сотрудников, компания может сэкономить более $12,5 тыс. в год, в то время как найм одного специалиста "звездного" класса экономит работодателю лишь $5,3 тыс. ежегодно. Внушительность суммы объясняется тем, что враждебное и манипулятивное поведение "токсинов" не только плохо отражается на продуктивности всего коллектива, но и нередко приводит к увольнению их коллег, вынуждая компанию вновь тратить время и деньги на поиск замены.

Кроме того, исследование, проведенное ранее, показало: когда в коллектив из 20 человек попадает хотя бы один "токсичный" сотрудник, вероятность ухода ценных работников вырастает в полтора раза.

При этом невероятно, но факт: работодатели не торопятся увольнять этих "агрессоров". Но почему?

- Дело в том, что, как правило, такие люди не только проявляют агрессию и обладают скверным характером - они еще и более продуктивны, - говорит психолог Оксана Навроцкая. - Хотя в данном случае было бы уместнее добавить: продуктивнее на фоне остальных, ведь многие их коллеги оказываются выбитыми из колеи и уже не могут эффективно работать. Как бы там ни было, специалисты, зная об этой особенности "токсичных" сотрудников, советуют работодателям их просто не нанимать, чтобы потом не было мучительно больно расставаться. Но и здесь все оказывается не так просто, поскольку зачастую уже на собеседовании такие люди выгодно отличаются среди прочих соискателей: они демонстрируют высокий уровень компетентности и твердую уверенность в себе и своих силах. 

Исходя из всего вышесказанного делаем вывод: поскольку избавлять своих подчиненных от "токсикоза" руководители не торопятся, придется учиться жить и работать плечом к плечу с такими малоприятными коллегами. С помощью психологов "КП" в Украине" собрала несколько советов, как ужиться даже с самым "токсичным" коллегой (подробнее см. Важно), а вам остается только выбирать - воспользоваться этими советами или искать новую работу, где у вас не будет риска "отравиться токсинами". 

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Коллега, приносящий больше вреда, чем пользы

  • Постоянно жалуется и во всем ищет негатив. Это создает депрессивную атмосферу, которая уничтожает продуктивность и желание работать вместе для достижения общих целей.
  • Ведет "свою политику" и плетет интриги. Очень скоро это приводит к расколу коллектива. 
  • Распространяет нелицеприятные сплетни и слухи.  
  • Прикладывает все силы, чтобы изолировать новичков.
  • Не умеет обращаться не только с коллегами, но и с клиентами. Вместо того чтобы решить задачу "как помочь клиенту", он успешно справляется с другой - "избавиться от клиента как можно быстрее и заняться своими делами". 

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Умному и уверенному в себе человеку "токсины" не грозят

- Человеку, столкнувшемуся с немотивированной агрессией, удобно думать, что "он тут ни при чем" и "так сложились обстоятельства". Хотя на самом деле ему следовало бы задуматься: почему этот негатив вылился именно на меня? - отметила "КП" в Украине" психолог Марина Деркач. - Разумеется, заниматься самоедством не стоит, но провести анализ ситуации и сделать некоторые выводы хотя бы для того, чтобы такие ситуации не повторялись в дальнейшем, нужно обязательно! Вполне возможно, что с первых дней вы продемонстрировали либо излишнюю бесхарактерность, либо, наоборот, немотивированную агрессию. Кроме того, присмотритесь к тому, что происходит вокруг вас на работе - слушайте, наблюдайте, анализируйте. Помните, что умному и уверенному в себе человеку, который к тому же может умело пользоваться полученной информацией, стать жертвой офисного террора не грозит! 

ВАЖНО

Пробуем ужиться с "агрессором"

"Сложные" люди есть в любом коллективе. Как правило, срываются они не на всех, а тщательно выбирают жертву, на которую в случае необходимости (а то и без нее!) можно вылить весь накопившийся негатив. Эксперты дают противоречивые советы по поводу того, как следует себя вести жертве такого эмоционального насилия. Одни советуют держать нейтралитет, другие - переходить в нападение. Однако и те, и другие сходятся в одном: все же лучше принять превентивные меры и вообще не попадать в категорию  жертвы. Кстати, сделать это не так уж сложно.

  1. Придя на новое место работы, не демонстрируйте робость, страх и неуверенность - психологи утверждают, что это "три кита", которые могут сделать жертву практически из каждого.
  2. Общайтесь с коллегами ровно и формально, не увлекайтесь рассказами о предыдущей работе и личной жизни.
  3. Не будьте переносчиком слухов и сплетен, не проявляйте интерес к домыслам, не распространяйте об окружающих неприятные сведения.
  4. Если это возможно, сведите нападки к шутке. 
  5. Постоянно совершенствуйтесь: если вы будете уверены в себе и собственном профессионализме, едкие замечания не будут вас задевать. Кроме того, при случае вы сможете дискредитировать нападающего профессионально.
  6. Заполните свободное от работы время хобби и прочими приятными вещами.
  7. Ставьте перед собой адекватные цели и достигайте их. Оптимизм и вера в себя минимизируют эмоциональную напряженность.
  8. Попробуйте мысленно относиться к "агрессору" как к нездоровому человеку - тем более что в определенной степени так оно и есть. Подумайте о том, что такое поведение - это не его вина, а его беда. 
  9. Если уж неприятный инцидент произошел, ищите отдушину и источник положительных эмоций в общении с приятными вам людьми.
  10. Старайтесь больше находиться на свежем воздухе - это прекрасный способ эмоционального восстановления.
Новости по теме: карьера Работа