Не только политическим, но и транспортным посредником в конфликте России и Украины становится Беларусь. И при этом получает ощутимую экономическую выгоду. После взаимного запрета авиасообщения между Россией и Украиной самолетам приходится делать большой крюк: к примеру, из Москвы в Киев пассажиры сейчас летают через Молдову. Но многие авиакомпании нашли выход и наладили авиасообщение через белорусский Гомель. Самолет из Москвы делает посадку в Гомеле, а потом дальше летит в Украину, и формально прибывает уже не из России, а из Беларуси. Пока Гомель принимает только чартерные рейсы, но есть планы и по открытию регулярного авиасообщения.
- Зарубежные авиакомпании тоже не могут лететь напрямую из Москвы в Киев. Но серьезные связи между Россией и Украиной не прервались в одночасье. Самолеты бизнес-класса летают друг к друг постоянно. Из Гомеля до столицы Украины - меньше 300 километров, до Москвы - 650 километров. Летать к нам стали с конца октября. Сначала было немного рейсов, но вскоре авиакомпании поняли, что у нас надежный аэропорт, быстрое обслуживание - и заявки начали поступать постоянно. Садятся к нам транзитом, проходят все пограничные и таможенные процедуры и летят дальше, - объясняет заместитель начальника гомельского филиала "Белаэронавигации" Анатолий Кирсанов.
Мы ожидали встретить оживление в аэропорту, но внутри было пустынно. Табло прилетов и вылетов выключено. Дело в том, что речь пока идет не о туристических чартерах, а о перелетах крупных бизнесменов и политиков. Как правило, на борту самолетов, следующих транзитом через Гомель, - всего от 3 до 10 пассажиров. А ведь заказать чартерный рейс - недешевое удовольствие. Летают через Гомель не только из Киева, но и из Одессы, Днепропетровска, Харькова и не только в Москву, но и в Питер, Екатеринбург. Кстати, недавно так летел бывший президент Украины Леонид Кучма.
|
В пятницу, к примеру, Гомель принимал рейсы сербской авиакомпании из Киева в Москву и из Москвы в Одессу, австрийской, мальтийской и сан-маринской авиакомпаний - из Москвы в Киев.
- Заявки поступают оперативно и часто добавляются в течение дня. Обслуживать самолеты нам экономически выгодно, растет экспорт услуг. Например, каждая взлет-посадка приносит около 600 долларов, а некоторые и заправляются, отдавая за тонну керосина почти тысячу долларов. Пассажиры чартеров теряют в Гомеле совсем немного времени на пограничные и таможенные процедуры, не задерживаясь в аэропорту больше 30 минут. Быстро проходят контроль и летят дальше, ведь пассажиров в салоне мало. При этом выходить из самолета не обязательно, только по желанию. Чаще пограничники и таможенники сами заходят в салон.
"Дамы с собачками" такими чартерами не летают, а только деловые люди с портфелями. Поскольку багажа практически нет, таможня тоже проходит быстро. Нередко в течение суток самолет летит через Гомель в обратном направлении. При этом номер рейса после посадки и взлета в Гомеле не меняется.
Сейчас идут переговоры, и российская авиакомпания "Победа" готовится совершать регулярные ежедневные рейсы из Москвы в Гомель на "Боингах 737-800" вместимостью 189 кресел. Когда лоукостер определится с тарифами и расписанием, гомельский аэропорт будет готов предложить свои услуги украинским авиакомпаниям, чтобы стыковать рейсы.
Руководство гомельского филиала "Белаэронавигации" считает, что аэропорт сможет принимать пассажиропотоки международных рейсов:
- Когда аэропорт "Гомель" передали "Белаэронавигации", его состояние было очень удручающее. Но каждый год мы вели работы по реконструкции и модернизации. Скоро преобразится пассажирский павильон времен СССР, международные полеты здесь не выполнялись. Мы пока приспособили павильон, но все равно он не очень соответствует современным стандартам. К примеру, пассажиры не отдают свои чемоданы при регистрации, а катят дальше до линии досмотра. А гостиницу, переданную в коммунальную собственность, продали инвестору, который, надеемся, при более интенсивных полетах займется зданием.
Кстати, может сыграть на руку гомельскому аэропорту и конфликт России с Турцией. Если до начала туристического сезона Россия не возобновит авиасообщение в популярную для отдыха страну, свои услугу сможет предложить Гомель. Но программы рейсов на 2016 год пока нет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
От российского эмбарго против Украины выиграет Беларусь
Российское правительство приняло решение с начала 2016 года ввести продуктовое эмбарго в отношении Украины, заявил глава МЭР России Алексей Улюкаев.
- Не стоит ждать от этого решения изменения продовольственных цен в России, с одной стороны, и больших проблем в экономике Украины, с другой, - говорит старший аналитик Альпари Вадим Иосуб. - Решение по большей части закрепляет де-юре ситуацию во взаимной торговле, которая уже сложилась де-факто. По словам торгового представителя Украины Наталии Микольской, экспорт всех (не только продовольственных) товаров Украины в РФ в первом полугодии составил лишь $2,3 млрд по сравнению с $9,8 млрд за весь 2014 год, $14,8 млрд в 2013 году и $17,3 млрд в 2012 году.