Как сообщает "Нефтегаз", в настоящее время с МВФ согласовывается вопрос снижения тарифа для населения в случае падения цены импортного газа ниже $209 за тысячу кубов. Специалисты ОО "Публичный аудит" рассчитали, что тариф для населения вполне можно снизить на 25%, или на 1848 грн.
- Для расчетов мы взяли формулу НАКа, сознательно абстрагировавшись от понятия национальной добычи и сокращении потребления на 19%, что неоднократно подчеркивал премьер, - говорит заместитель руководителя ОО "Публичный аудит" Андрей Вигиринский. - Отталкиваясь сугубо от стоимости импортного газа ($220) и цены на природный газ как товар ($315) на момент принятия действующих сегодня тарифов, аудиторы пришли к выводу: покрытие стоимости импортного голубого топлива в структуре верхней границы тарифа для населения составляет 70%.
Вигиринский приводит расчет. Если сейчас, при тарифе в 7188 грн. за тысячу кубов, цена на газ как товар составляет 5044 грн., то при стоимости импорта в $209, такая цена снизится до 3500 грн (по формуле: (209 х 24,1) х 0,7 = 3500 грн). К этой сумме добавим 948 грн за услуги по транспортировке и поставке, НДС и получим тариф в 5340 грн за тысячу кубометров. Это тот тариф, который может действовать для населения уже с апреля следующего года, и в этом случае потребители будут платить на 25% меньше.
- Поэтому мартовское решение НКРЭКУ, правомерность которого сейчас рассматривает Конституционный суд, формально в дальнейшем не будет иметь правовых последствий для развития ситуации на рынке, - считает эксперт. - Вопрос важнее рассматривать в другой плоскости, ведь, если будет признано, что нормативно-правовой акт нарушает требования Основного закона, это автоматически будет означать ничтожность всех юридически-правовых последствий, к которым привело его выполнение. Другими словами, все платежки за оплаченные жилищно-коммунальные услуги по установленным НКРЭКУ тарифам должны пересчитать по предыдущим тарифам, которые действовали в течение 2014 года, а расходы граждан – компенсировать. Сумма этих средств измеряется десятками миллиардов гривен, и в этом ключе надо принимать во внимание и ущерб для бюджета в виде субсидийных компенсаций, объем которых уже превысил 20 млрд грн. В свете этого Конституционному суду вряд ли удастся быть полностью незаангажированным и независимым в этом вопросе, так что на компенсации украинцам рассчитывать все же не стоит.