Вы получаете зарплату и радуетесь ей как ребенок. В этот же день вы идете в ресторан. В выходные устраиваете долгожданный шопинг. Потом покупаете что-то по мелочам. И через пять дней вдруг обнаруживаете, что от месячного дохода осталось меньше трети. А еще нужно заплатить за квартиру и внести платеж по кредиту. Знакомая история? Отсутствие системы в расходовании средств - основная причина ситуаций вроде "дотянуть до зарплаты" и "занять до получки", знакомых всем нам. Как привести личный бюджет в порядок?
Сначала отложи - потом трать
Для многих бюджет - это что-то из области больших корпораций и миллионов долларов. Но на самом деле бюджет есть у каждого человека или семьи. Это та сумма, больше которой нельзя тратить без ущерба для своих финансов. Самый простой способ грамотно управлять своими деньгами - так называемый метод четырех конвертов. Он универсален и не требует много времени для планирования. В Сети существует онлайн-сервис с таким названием, но можно воспользоваться и обычными бумажными конвертами. Суть от этого не изменится.
Начинаем с того, что расставляем приоритеты и "платим сначала себе". То есть, получив зарплату, откладываем деньги на самые важные вещи.
Шаг первый - не меньше 10% отправляем в собственный "резервный фонд". Можно, конечно, положить сумму в конверт. Но лучше держать эти средства на депозите в надежном банке или инвестировать во что-то надежное.
Шаг второй - зарезервируйте сумму на обязательные расходы. Это деньги на оплату по кредиту, коммунальные платежи за квартиру или арендная плата. Сюда же относятся и расходы на транспорт (или бензин), ежемесячная плата за спортзал или другие постоянные занятия.
Шаг третий - сбережения на краткосрочные цели. Допустим, через полгода вы хотите купить билеты для отпуска - начните откладывать на него сейчас. В противном случае вашему бюджету опять грозит перекос. Ровно в тот момент, когда нужно будет выложить кругленькую сумму за билеты и гостиницу. Новая бытовая техника? Ремонт в ванной? Страхование автомобиля? Поделите всю сумму на части и ежемесячно выделяйте из зарплаты средства на одну из них.
Четыре конверта
Оставшиеся деньги делим на четыре части. Одна неделя - один конверт. Расчет примерный. Кто-то может разделить всю зарплату на пять частей, чтобы не остаться без денег под конец месяца. А дальше в ход вступают самодисциплина и воля не потратить больше.
А теперь о приятном. Если к концу недели что-то в конверте осталось, то остаток идет в "фонд на развлечения". Им можно сделать тот самый пятый конверт. Это деньги, которые без зазрения совести можно потратить на любые прихоти. И поощрить себя за стойкость в следовании плану. Но вот если за неделю было потрачено больше, чем было в конверте, на удовольствия останется меньше.
Треть денег - на развлечения
Есть еще более упрощенный метод распределить свой бюджет. Он описан в книге Элизабет и Амелии Уоррен "Ваше благосостояние: главный денежный план на всю жизнь". Авторы предлагают резервировать 50% вашей получки на обязательные расходы. 30% тратить на любые развлечения и желанные вещи. А 20% - откладывать на черный день. Получается своеобразный баланс, а не жизнь от получки до получки: семья и сбережения делает, и от развлечений не отказывается.
- Помимо этих методов, есть классический способ ведения личного бюджета, - рассказывает финансовый консультант Александр Воробьев. - Он заключается в доскональной записи всех расходов. Таблицу можно вести на компьютере или собирать с помощью онлайн-банка, если вы постоянно расплачиваетесь картой. Затем на основе этой статистики определяете лимиты для разных категорий расходов. Траты на автомобиль и транспорт, на продукты, на развлечения и так далее. Каждую неделю подводите итоги, сколько потратили и сколько еще можно тратить. Этот метод требует огромной усидчивости и терпения.
Это базовые принципы.
А конкретные методы экономии каждая семья придумывает самостоятельно. И это тема для отдельной статьи.
НА ЗАМЕТКУ
Пять главных ошибок при планировании бюджета
Не повторяйте их - и не придется жить от зарплаты до зарплаты
1. Преуменьшать расходы
Если вы знаете, что на транспорт у вас уходит 1200 гривен в месяц, не нужно писать в плане 1000. Фразы "как-нибудь сэкономлю", "кто-нибудь поможет" (довезет, заплатит) в данном случае неуместны. Даже если на бумажке ваш план будет выглядеть идеально - на практике он будет невыполним. Пишите реальные цифры. Может, вначале они вас и напугают. Но постепенно вы поймете, на чем можно сэкономить.
2. Ставить себя в слишком жесткие рамки
Очень часто, пытаясь экономить, люди лишают себя даже небольших радостей. Как бы садятся на "финансовую диету", которая впоследствии приводит к срыву ("тортику"), когда вы тратите неимоверную сумму денег. Поэтому важно планировать бюджет с поправкой на маленькие удовольствия. Например, поход в кафе или на концерт.
3. Откладывать на будущее обязательные расходы
"В этом месяце денег не хватило, заплачу за квартиру в следующем", "Отложу чуть-чуть выплату по кредиту, ничего страшного!" - это те самые подводные камни, которых следует избегать. Помните, что долги имеют свойство накапливаться. Пени, хоть с виду и небольшие, капают регулярно. А штрафы по кредитам портят вашу кредитную историю.
4. Хранить все яйца в одной корзине
Все прекрасно знают это правило. Но упорно им пренебрегают. Даже если вы считаете, что ваш банк самый надежный, а бизнес - самый прибыльный, не стоит нести туда все свои сбережения. Лучше разбейте их на части и инвестируйте в разные места. Возможность получить многое - это одновременно и риск многое потерять.
5. Залезать в долги
Если вы чувствуете финансовые затруднения, не стоит брать кредиты, чтобы улучшить ситуацию. Тем более если на вас уже висит какой-то заем. А то ипотечный кредит погашается потребительским, потребительский - кредитной картой, кредитка - микрозаймами. В результате вы оказываетесь в такой финансовой яме, из которой вовек не выбраться.